Знаменитый музей-заповедник «Царское Село» — памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства, расположенный в пригороде Санкт-Петербурга, в эти дни (23-27 июня) торжественно отмечает свое 300-летие.
«Царское Село — это императорская резиденция, и этим всё сказано. Таких резиденций было очень немного. Известно, что Елизавета, которая, собственно, отстроила Царское Село и превратила маленький Охотничий домик в огромный дворец, пригласив знаменитого архитектора Растрелли, очень любила Царское Село. Для нее это было место, связанное с детством, она сюда возвращалась снова и снова и проводила здесь очень много времени. Или, например, императрица Екатерина II, которую можно назвать «царскосельской» императрицей, говорила: прелестное Царское Село! По своему плану, по своему разумению она отстраивала и украшала его, что-то убирала, что-то привносила. Естественно, для императоров приглашались самые лучшие строители, архитекторы».
«Фантастической красоты и пышности Екатерининский дворец построен, в основном, Растрелли, но и Камерон участвовал в его создании, а также построил Камеронову галерею. Александровский дворец построен Кваренги. То есть среди создателей Царского Села имена архитекторов первой десятки России. Поэтому, конечно, это энциклопедия русской архитектуры и русского паркостроения. А парки — это просто образцы ландшафта разных периодов. Можно изучать здесь историю архитектуры и историю ландшафтного дизайна».
Но Царское Село — это не только витрина материальной роскоши и художественного вкуса русских царей. На протяжении двух веков в летней императорской резиденции вершилась государственная политика, устраивались дипломатические приемы. Царское Село даже называли летней столицей России. А последний российский император Николай II жил здесь постоянно и именно из Царского Села был отправлен в ссылку, которая, как известно, закончилась на Урале расстрелом всей царской семьи.
«Отечество нам Царское Село» — вслед за великим русским поэтом Александром Пушкиным эти слова могли бы повторить и историк Карамзин, и поэт Лермонтов, и многие другие деятели российской культуры. Знаменитый Царскосельский лицей — а Пушкин был в числе его первых выпускников — стал значительным очагом российского просвещения и образования, более того — очагом критицизма и вольномыслия.
Даже большевикам, пришедшим к власти после революции 1917 года, была понятна художественная ценность Царского Села, и здесь был организован музей. А вот просвещенная европейская Германия в период гитлеровского правления отличилась неслыханным варварством. Фашистские войска, оккупировавшие эту территорию во время Второй мировой войны, всё, что можно было похитить из Царскосельских дворцов, вывезли в Германию. А остальное — разрушили, сожгли, погубили. Даже деревья в парках массово вырубили. В довершение всего, бесславно покидая Царское Село, фашисты заминировали все, что возможно…
Реставраторы и строители, пришедшие сюда сразу после освобождения, выполнили немыслимые по сложности работы, и Царское Село вошло в историю 20-го века как символ возрождения России. Восстановление дворцов стало неким политическим актом: российскому народу, измученному войной с фашизмом, и всему миру словно было доказано: культура не погибла, враг не может покорить Россию. И, может быть, самый яркий тому пример — заново созданная Янтарная комната.
«Самый известный зал в Екатерининском дворце Царского Села — это Янтарная комната, которая была потеряна в годы войны, но воссоздана трудами реставраторов, — рассказывает директор музея-заповедника Ольга Таратынова. — И сейчас сотни тысяч туристов едут именно сюда, чтобы посмотреть это «восьмое чудо света». Но, кроме воссозданной Янтарной комнаты, у нас есть, например, подлинные Агатовые комнаты. Они сохранились с 18-го века и без сомнения представляют даже еще больший интерес, потому что они подлинные, оригинальные, построенные для Екатерины II. Они целиком отделаны яшмой, агатом, комнаты с живописью, с наборными паркетами».
Реставрация Царского Села продолжается до сих пор. К 300-летнему юбилею, например, открыта парадная анфилада Александровского дворца — последней резиденции семьи Романовых. Доступны для посещения павильоны «Нижняя ванна» и «Кавалерская мыльня» с удивительными изразцовыми печами и бассейнами для придворных — свидетельство комфортной жизни царского двора. Восстановлен павильон «Эрмитаж», назначенный императрицей Елизаветой для уединения. На китайском мостике, соединяющем Екатерининский и Александровский парки, воссозданы китайские скульптуры. Они появились здесь в конце 18-го века.
Гостей юбилейных торжеств встречают розами сорта «Царскосельские» и шампанским «Абрау Дюрсо» с праздничной этикеткой «Царское Село. 1710».
Источник: