Русские старообрядцы, оппозиционные группы

Мы видим черты реализма в обоих направлениях. Но один вид реализма — в воплощении живых типов русских людей, их голов и лиц; совсем другой — в искании правильно трактованного внутреннего пространства, в освоении математической ученой перспективы.

Боролись ли оба направления одно с другим? Русские «старообрядцы», оппозиционные группы XVII—XVIII веков, культивировали в своих кругах только гравюру на дереве, а в господствующих классовых слоях в конце XVII века мы встречаем почти исключительно те приемы, тот язык гравюры, какой мы видели у А. Трухменского и Л. Бунина. Можем ли мы применять к данным материалам гениальное указание В. И. Ленина о двух культурах в пределах одной нации?

Нет более достойного и вместе с тем более ответственного заключения ко всей нашей трудоемкой работе, нежели такая последняя проверка наблюдений специалиста по указаниям нашего великого учителя.

«В каждой национальной культуре,— пишет В. И. Ленин,— есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую». Как известно; цитируемом произведении «Критические заметки по национальному вопросу», Ленин имел в виду капиталистическую стадию развития общества.

Мы же рассматривали в своей книге русское графическое искусство более древнего, докапиталистического периода, искусство тех веков, когда русская нация как нация еще окончательно не сложилась, когда шел процесс формирования русской нации. «Конечно, элементы нации — язык, территория, культурная общность и т. д. — не с неба упали, а создавались исподволь, еще в период докапиталистический».

Источник: desiredhomesny.com

Читайте также:  Группа компаний «Т-Платформы» и Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова объединяют усилия для разработки экзафлопсного суперкомпьютера