Реформаторы

Новое звучание украинского арт-текстиля в художественном пространстве

Зоя ЧЕГУСОВА, президент Украинской секции Международной ассоциации арт-критиков AICA

Музей современного искусства Украины в сотрудничестве с Украинской секцией Международной ассоциации арт-критиков AICA представляет выставку «Новейший арт-текстиль Украины», который с начала нового века стремительно развивается и обогащается новыми оригинальными идеями мастеров ткани. На музейной выставке в Киеве в этом убеждают гобелены, панно, объемно-пространственные композиции в таких традиционных техниках, как ткачество, вышивка, войлок, и таких относительно новых для украинцев, как батик, текстильный коллаж, аппликация, квилт, черпанная бумага.

В залах МСИУ представлено 90 оригинальных произведений 32-х виртуозных «мастеров-реформаторов» профессионального художественного текстиля из разных городов Украины (Киева, Львова, Харькова, Полтавы, Черкасс, Винницы, Чернигова, Ивано-Франковска, Луцка, Херсона). Мастеров, которые особенно поражали своим новаторством, ошеломляли креативностью, способностью к смелому творческому эксперименту на протяжении последних десятилетий. Их творчество дает все основания утверждать, что в 2000-х годах арт-текстиль Украины приобрел абсолютно новое звучание в отечественном художественном пространстве.

Кураторы выставки (искусствовед Зоя Чегусова, художник Татьяна Киселева), которые готовили этот проект на протяжении полугода, пытались включить в экспозицию произведения разной направленности — фигуратив и абстракцию, плоскостные и объемно- пространственные композиции, ключевыми словами к которым могут быть «НЕОБЫЧНОСТЬ», «НЕСТАНДАРТНОСТЬ» «НЕОЖИДАННОСТЬ». Это касается как системы жанров в целом, так и формального языка каждого автора.

На выставке (авторы экспозиции А. Нетудыхата, Т. Киселева, З. Чегусова, А. Жмайло) ясно осознаешь многогранность характера новейшего арт-текстиля, который синкретически совмещает в себе средства художественной выразительности почти всех видов современного визуального искусства. Именно поэтому он может восприниматься как суперновационная живопись (М. Кирницкая «Калифорния»), фотопечать на ткани (Н. Пикуш «Святая семья», «Подруги на отдыхе»), изобретательная скульптурная пластика (Г. Дюговская «Дорога к небу», «Славянская берегиня») или замысловатый по технике исполнения арт-объект (А. Жмайло «Объект-1», «Объект-2»), эффектный по своей фактуре, но многослойный по содержанию коллаж (Т. Киселева «Время развлечений», И. Киршина «Влюбленный лев»), узорчатая аппликация (М. Физер «Зверь над землей», «Мотив», «Цветок детства», «Мы»; И. Шостак-Орлова «Ритмы города-ІІ»).

Читайте также:  mac в казахстане интернет магазин в , профессиональная купить ив роше отзывы

Основное направление текстиля сегодня — превращение в оригинальный асамбляж (О. Марино «Сбор золотого дождя») и своеобразные инсталляции (Л. Шилимова-Ганзенко, С. Шилимов «Шелкопряды. Куколки», Б. Губаль «Осень»), которые преобладают в украинских экспозициях contemporary art.

В то же время, благодаря вечным материалам, которыми являются волокно и нить, все эти новейшие произведения все равно остаются текстилем — видом декоративно-прикладного искусства, который всегда накрывает зрителя волной позитива.

Ярко выраженной ориентацией на культ гармонии и красоты выделяются гобелены Л.Жоголь, М.Базак, О.Парути-Витрук, О. Рыботицкой, Б. Губаля, О. Ковача, О. Марино, О. Левадной, Н. Грековой, которые демонстрируют удивительное умение впитывать и перевоплощать национальные традиции в своих предельно современных произведениях.

Безграничное течение образов на пересечении предметного и орнаментального миров воплощают в своих оригинальных панно в иголочной технике Н. Борисенко, Л. Борисенко, О. Мороз, И. Шостак-Орлова, О. Куца-Чапенко, которые поражают символикой, метафорами, ассоциативным мышлением.

Неожиданные комбинаторно-пластические ходы и фактурные качества текстиля обнаруживают произведения Т. Киселевой, М. Кирницкой, Л. Билык, Ганкевич, О. Суходоловой, И. Киршиной, Н. Гедзевич.

Элементы новизны, свежести взгляда на текстиль привносят в экспозицию объемно- пространственные композиции — эстетские ширмы М. Базак, А. Жмайло, Г. Вершининой, непревзойденные головные уборы и сумки М. Физер.

Неординарными поисками новых возможностей живописно-графического языка отличаются росписи на ткани Н. Гронской, Н. Борисенко, Т. Ядчук-Богомазовой.

Привлекает внимание оригинальность ручной — черпанной бумаги А. Поповой, пластика волоконной стихии в войлочной композиции В. Андрияшко.

Выставка доказывает, что в авторском текстиле преобладают образы, далекие от будничной реальности: они условные, ирреальные, мнимые, фантазийные с символами, знаками, подтекстами, которые нередко проникнуты грустью и тоской. Бесспорно, арт-текстиль стал более драматичным по своему характеру. Между тем он остается искусством убежденных художников-лириков, на территории которого нет места эпатажу и инфернальным (адским) силам. Новейший арт-текстиль, как и в предыдущие века, — манящий для глаз зрителя и привлекательный в своих тактильных проявлениях. Это заслуга талантливых художников Украины, которые воспринимаются как настоящие волшебники, а иногда даже и колдуны.

Читайте также:  Отделочные работы

Выставка показывает, что арт-текстиль начала ХХІ века переживает сложные художественные трансформации, которые можно сравнить разве что с художественными новациями авангарда начала ХХ века, благодаря чему эта отрасль профессионального творчества получает все более весомое звучание в контексте современного украинского искусства.

Так, развиваясь в русле современных художественных идей на равне с другими видами искусства, «дрейфуя в широтах» постмодернизма и неоавангарда, украинский арт-текстиль в 2000-х годах превратился в самобытный национальный феномен.

Безудержный в своих эмоциях новейший арт-текстиль экспансивно завоевал пространство прекрасных залов Музея современного искусства Украины с середины июня до конца августа 2012 года. ( Киев, ул. Глыбочицкая, 17)

Источник: http://www.day.kiev.ua