Корреспондент: Живопись из высшего общества. Украинцы пристрастились к приобретению прекрасного

Произведения искусства в рабочих кабинетах и домашних гостиных становятся мерилом успешности украинского бизнеса и раскачивают отечественный рынок прекрасного, — пишет Оксана Мамченкова в № 4 журнала Корреспондент от 1 февраля 2013 года.

Расположенный в центре Киева офис венчурного фонда TA Venture, которым руководит Виктория Тигипко, успешная предпринимательница и супруга известного политика Сергея Тигипко, не отличается излишней помпезностью интерьеров — все здесь просто и функционально. А развешанные в кабинетах картины современных украинских художников подчеркивают лаконичность дизайна.

Хозяйка офиса рассказывает Корреспонденту, что выбором работ занимается лично. Покупкой прекрасного она увлеклась лет шесть назад, и за это время в ее собственной коллекции накопилось более 30 полотен и столько же скульптур от соотечественников. Бизнесвумен уверяет, что не пропускает ни одно крупное арт-событие в столице, а каждый скульптурный салон в Мистецькому арсеналі непременно отмечает пополнением коллекции.

До 90 % сделок на рынке прекрасного происходит в частном порядке — через галереи (их в стране более 150) и дилеров.

Любовь к прекрасному — уверенно набирающий обороты тренд, окрепнуть которому в Украине не помешал даже финансовый кризис. Достигнув определенного уровня достатка, состоятельные украинцы отправляются в галереи и на аукционы: обладание предметами изобразительного искусства окончательно утвердилось в качестве неотъемлемого атрибута образа успешного бизнесмена.

Точное число соотечественников, регулярно покупающих живопись и скульптуру, эксперты назвать затрудняются. По словам Михаила Василенко, совладельца Золотого сечения, одного из семи постоянно проводящих в Киеве торги аукционных домов, его клиентами являются почти 500 украинцев, при этом регулярные покупки совершают не менее половины из них.

Правда, аукционные продажи — лишь вершина айсберга, подчеркивают эксперты. До 90 % сделок на рынке прекрасного происходит в частном порядке — через галереи (их в стране более 150) и дилеров.

А Тигипко отдает предпочтение личному контакту с художниками — это помогает подобрать полотно, максимально отвечающее личному вкусу, и обезопасить себя от подделки. “Большинство художников, которые у нас есть, — это наши знакомые”, — подчеркивает бизнес-леди. Также она рассказывает, что в ее с мужем личном собрании — работы украинцев Арсена Савадова и Александра Ройтбурда, которых нередко называют скандальными, а продаются они, по мнению знатоков, в пределах $ 20-40 тыс.

Украинский арт-рынок сравнительно молод и невелик: объемы аукционных продаж в 2011 году составили $4,3 млн, а с учетом частных сделок суммарный объем рынка равен по меньшей мере$ 40 млн

Между тем эксперты замечают, что украинский арт-рынок сравнительно молод и невелик: объемы аукционных продаж в 2011 году составили $ 4,3 млн, а с учетом частных сделок суммарный объем рынка равен по меньшей мере $ 40 млн. И эта цифра не отражает полной картины: наиболее крупные коллекционеры пополняют свои собрания работами на мировых аукционах за рубежом, выступая там согласно обычной практике в качестве анонимного покупателя.

Таким образом, не без помощи в том числе и украинцев аукционный дом Sotheby’s сумел наторговать в прошлом году на $ 6,3 млрд. Общая годовая выручка от продаж живописи и скульптуры в мире, по оценкам экспертов, достигла $ 60 млрд.

При этом мировая практика покупки предметов искусства свидетельствует о серьезной выгоде таких вложений. Индекс Mei Moses, который отслеживает цены на живопись на ключевых торгах мира, показывает: вложения в искусство в 2011-м принесли “вкладчикам” 11 % годовых, тогда как возврат по ценным бумагам, согласно индексу S&Р 500, достиг лишь 9%.

Читайте также:  Квартиры в Сочи – теперь и в Петербурге

Впрочем, сами украинцы пока редко воспринимают искусство как сферу инвестирования. Руслан Тарабукин, соучредитель и директор столичного центра современного искусства М17, где за последнее время персональными выставками успели отметиться и японский дизайнер одежды, основатель торговой марки Kenzo Кензо Такада, и украинская художница Зинаида Лихачева, приходящаяся супругой влиятельному главе Администрации Президента Украины Сергею Левочкину, и русский рокер Борис Гребенщиков, убежден: “Вложения в искусство чаще рассматриваются не как альтернативный компонент инвестиционного портфеля, а как имущество, необходимое для жизни в высшем обществе”.

Тарабукин встречает Корреспондент в просторном зале своего центра, стены которого увешаны картинами молодых украинских художников. Хотя самое ценное директор М17 держит не в парадных комнатах, а в своем личном кабинете. Здесь, вдалеке от досужих глаз посетителей, скрывается существенная часть его огромной коллекции, насчитывающей несколько сотен картин, преимущественно шедевров европейских мастеров XVII — начала XX века.

Будучи коллекционером предметов изящного искусства с 30-летним стажем, клиентом 48 зарубежных аукционных домов и директором столичной галереи, киевлянин по собственному опыту знает, что коллекционирование — это страсть, требующая самоотдачи и профессионализма.

Андрей Адамовский, второй соучредитель центра М17 и бизнесмен, владеющий 50 % акций столичного торгово-развлекательного центра Skymall, — увлеченный собиратель произведений русского и украинского искусства второй половины XIX — начала ХХ века

“Если хотите, это можно называть “высокой болезнью”, — уточняет Тарабукин.

В Украине счет профессиональным коллекционерам, подобным Тарабукину, идет на единицы. К примеру, Андрей Адамовский, второй соучредитель центра М17 и бизнесмен, владеющий 50 % акций столичного торгово-развлекательного центра Skymall, — увлеченный собиратель произведений русского и украинского искусства второй половины XIX — начала ХХ века. В его коллекции — работы Ивана Айвазовского, Ильи Репина и Николая Рериха.

Два года назад Адамовский наделал много шума на торгах Sotheby’s — тогда в его собственность перешла солидная коллекция одесских художников-авангардистов начала прошлого столетия, которая обошлась в кругленькую сумму — $ 2 млн.

Не менее внушительным собранием обладает учредитель благотворительного фонда Voronov Art Foundation и бизнесмен Игорь Воронов. Эксперты оценивают общую стоимость его коллекции в $ 50 млн. Меценат отдает предпочтение скульптуре — от украинского кубиста Александра Архипенко до французского импрессиониста Эдгара Дега.

Коллекционировать Воронов начал много лет назад, когда партнеры по бизнесу подарили полотно современного украинского художника Леся Подервянского. С тех пор число произведений в его собрании выросло настолько, что бизнесмен уже начал вынашивать план строительства собственного музея.

Случаи, когда владельцы артсобраний ощущают потребность делиться своими сокровищами с общественностью, для Украины пока единичны

Случаи, когда владельцы артсобраний ощущают потребность делиться своими сокровищами с общественностью, для Украины пока единичны. Как правило, работы из их коллекций, купленные за немалые деньги, украшают их рабочие кабинеты, а дома — гостиные.

При этом на Западе, где культура коллекционирования формировалась веками, практика демонстрации личных собраний давно стала нормой. К примеру, всемирно известный британский рекламщик и собиратель современного искусства Соединенного Королевства Чарльз Саатчи своей славой во многом обязан именно открытию The Saatchi Gallery. А французский luxuryкороль Бернар Арно, владелец производителя предметов роскоши LVMH, уже строит для своей коллекции мировых шедевров ХХ века гигантскую галерею в Париже.

Теперь украинцам предстоит догонять западных коллег. Бизнесмен и нардеп Александр Фельдман, который начал покупать предметы искусства в далеком 2000-м, быстро осознал общественную значимость такого хобби. Поэтому обратился за профессиональной помощью к исследователю Евгению Сиваченко.

Читайте также:  Современный ремонт и дизайн квартиры, дома, дачи и коттеджа

Куратор объясняет Корреспонденту позицию шефа: любая коллекция только тогда становится настоящей, когда доступна широкому кругу людей. “Поэтому Фельдман решил превратить личную коллекцию в культурнопросветительский проект”, — говорит Сиваченко. И с апреля прошлого года в родном для коллекционера Харькове свои двери для посетителей открыл музей Feldman Family Museum.

Гордость собрания Фельдмана — работы великих Пабло Пикассо и Марка Шагала.

На Сиваченко лежит ответственность за развитие собрания в заданных Фельдманом параметрах — это западная живопись и графика рубежа XIX-XX веков, восточное декоративно-прикладное искусство и коллекция холодного оружия. Гордость собрания Фельдмана — работы великих Пабло Пикассо и Марка Шагала.

Другой ярый поклонник идеи продвижения арта в массы — филантроп и основатель столичного центра современного искусства PinchukArtCentre Виктор Пинчук. Ему принадлежат работы исключительно звезд современного искусства, которые славятся не только громкими проектами, но и баснословными ценами на свои произведения. Такаси Мураками, Томас Руфф и Дэмиен Херст, а также Сергей Братков и Олег Кулик регулярно демонстрируются в арт-центре Пинчука.

Впрочем, профессиональный подход к искусству — удел немногих соотечественников. По словам Василенко, чей аукционный дом Золотое сечение торгует как классикой, так и современной живописью, ключевую группу покупателей составляют те, кто первоочередной видит цель удачно дополнить интерьер. Они же, как правило, заинтересованы в инвестиционной привлекательности своих покупок, хотя возможные дивиденды приоритетом становятся редко.

К примеру, Тигипко, у которой картины занимают почетные места на стенах ее дома и офиса, собственные границы собирательства формулирует весьма четко: “Когда закончатся стены и пространство для размещения произведений искусства, думаю, может закончиться и коллекционирование”.

Создание серьезной коллекции требует от владельца хорошего знания ситуации, постоянной работы по отслеживанию каталогов ключевых аукционов, а также отлаженной дилерской сети. К этому готовы немногие. Хотя прекрасное притягивает, замечают эксперты.

Многие из тех, кто начинал покупать искусство лишь ради красоты интерьеров, со временем научились разбираться в полюбившихся стилях и целенаправленно пополнять свои собрания, утверждает Ольга Сагайдак, совладелец киевского аукционного дома Корнерс, который на протяжении последних шести лет торгует украинской, русской и европейской живописью XVII-XX веков.

Многие из тех, кто начинал покупать искусство лишь ради красоты интерьеров, со временем научились разбираться в полюбившихся стилях и целенаправленно пополнять свои собрания

По наблюдениям специалистов, наибольшей популярностью у состоятельных украинцев стабильно пользуются две группы художников. Во-первых, это русская и украинская классика рубежа XIX-XX веков. На них приходится около 20% продаж. Цены на работы мастеров этого периода, к которым относятся Илья Репин, Иван Шишкин и Виктор Васнецов, разнятся в диапазоне от $ 50 тыс. до $ 200 тыс. и более.

Во-вторых, стабильно востребованы мастера советского периода — данный сегмент рынка занимает 40 % продаж. Тут, правда, расценки прошли коррекцию кризисом. Также на ценообразование повлиял тот факт, что в докризисный период многие желающие успели сформировать серьезные подборки работ той эпохи. Поэтому сегодня полотна многих мастеров, которые в 2007-м стоили $ 120-200 тыс., стремительно подешевели. Теперь их стартовая цена на торгах не превышает $ 25 тыс. Высокую планку держат лишь полотна живописцев первого эшелона, таких как Николай Глущенко и Сергей Шишко.

“Эта живопись ментально близка, узнаваема, понятна”, — объясняет Сагайдак укоренившуюся любовь к старым мастерам, на чьих полотнах чаще всего изображены реалистичные сельские пейзажи, натюрморты и портреты.

Читайте также:  Вся правда о любви - Посты блогов МК

Стабильно востребованы мастера советского периода- данный сегмент рынка занимает 40 % продаж

А вот к современникам состоятельные соотечественники по-прежнему относятся с опаской: если при покупке классики есть только риск стать обладателем подделки, то перед приобретением работы современника требуется ответить на вопрос, сможет ли он через 10-20 лет перейти в разряд классиков. Поэтому и тут ставку чаще делают на проверенные временем имена.

Эксперты утверждают, что наиболее ходовым товаром являются работы авторства популярных художников Ильи Чичкана, Олега Тистола и Максима Мамсикова — их оценивают в $ 10-20 тыс., а также так называемых живых классиков — Анатолия Криволапа, Ройтбурда и Савадова ($ 20-40 тыс.).

Специалисты прогнозируют дальнейший рост цен на рынке классического искусства и работы советских художников первого эшелона. “Таких картин все меньше, а коллекционеров, которые хотят приобрести [такие картины], с каждым годом все больше”, — говорит Василенко.

Впрочем, и на украинский contemporary специалисты смотрят с оптимизмом: на рынке немало молодых художников, вкладывать в которых хоть и опасно, но дешевизна их работ корректирует риски.

В целом же эксперты уверены в перспективе украинского рынка изобразительного искусства. “Это ведь правило хорошего тона: если купил квартиру за $ 1 млн — укрась произведениями искусства на 10-20% от этой стоимости”, — предлагает соотечественникам принятый на Западе стандарт Максим Волошин, директор киевской галереи Мистецька збірка. Он уверен: украинцы приходят к пониманию этой аксиомы.

В частных коллекциях богатейших людей мира — жемчужины мирового искусства

Владелец LVMH (Louis Vuitton, Givenchy, Kenzo, Chaumet, Moеt & Chandon, Hennessy)

Богатейший человек Европы владеет одним из крупнейших частных собраний, которое включает работы Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Генри Мура, Джеффа Кунса. Коллекцией управляет Louis Vuitton Foundation, в ближайших планах — строительство крупного центра современного искусства в Париже. Стоимость проекта — $ 200 млн

Бизнес-империя француза включает престижный аукционный дом Christie’s. Личная коллекция содержит свыше 2.000 работ более чем 80 авторов, среди которых такие мастера, как Пабло Пикассо, Марк Ротко, Пит Мондриан, Такаси Мураками и Джефф Кунс

Американец начал собирать предметы искусства в 2000-м, с тех пор в его коллекции появились такие жемчужины, как Мадонна Эдварад Мунка ($ 11,5 млрд), две работы лидера абстрактных экспрессионистов Виллема де Куннига ($ 64,5 млн и $ 137,5 млн), Large Coca-Cola Энди Уорхола ($ 35 млн) и тигровая акула в формалине от Дэмиена Херста ($ 8 млн)

Владелец финансовой (SunAmerica Inc.) и строительной (KB Home) компаний

Коллекция американца состоит из 2.000 работ преимущественно художников второй половины ХХ века (Джефф Кунс, Синди Шерман, Дэмиен Херст, Энди Уорхол и многие другие). Собранием заведует Broad Art Foundation, которая уже в этом году откроет собственный музей в Лос-Анджелесе

Киномагнат обладает самой внушительной коллекцией послевоенного американского искусства (Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг)

Основатель финансовой компании Apo…

Источник: http://dengi.ua