Рагим Сейфуллаев: «Хочется от коллег деликатного отношения к старым постройкам, а от чиновников – больше уважения к архитекторам»

Интервью 1news.az с заслуженным архитектром Азербайджана, членом международной Академии архитектуры стран Востока, членом Союза художников Азербайджана Рагимом Сейфуллаевым.

— Последние несколько лет я с моими коллегами Назимом Велиевым и Равилем Байбековым работаем над проектом одного жилого комплекса. Здание запроектировано для очень ответственного участка бакинского амфитеатра – это треугольная по форме территория, ограниченная пр. Нариманова на западе ул. Сеидбейли на востоке и обращенная своим острым углом к парковой улице.

Мы рассматриваем этот проект, как возможность еще раз выразить то, что представляет из себя, в нашем понимании, жилье в жарком климате города Баку.

Отличительной чертой этого проекта являются просторные террасы вокруг которых скомпонованы основные помещения квартиры – гостиная, кухня и главная спальня и все с видом на бухту.

— Ко мне, как правило, обращаются «продвинутые» заказчики. Если заказчик видит, что ты серьезный, знающий свое дело профессионал, то он постепенно проникается к тебе уважением и все больше и больше доверяет. В конце концов он абсолютно полагается на тебя. Все зависит от архитектора, от его профессионализма. И еще, нужно время, чтобы общество осознало роль и значение архитектора — как создателя эстетически полноценной, благоустроенной и удобной для жизни среды.

— Архитектура и дизайн – это искусство аранжировки пространства. Форма, цвет, и свет — вот те инструменты, с помощью которых интерьер может «зазвучать» так или иначе.

Работа над интерьером – эта та же архитектура, та же работа с пространством, только здесь ты работаешь с внутренним пространством, меньшим по размерам и расположенным ближе к человеку, поэтому здесь каждая мелочь видна более выпукло.

— Я не люблю слова «стиль». О своей работе предпочитаю говорить так: работаю в современном стиле для современных людей.

Читайте также:  Как обеспечить рост кликов на 43%

— На меня оказали влияние многие выдающиеся архитекторы 20-го века, каждый из них оставил такую яркую станицу в истории архитектуры, что не подпасть под их воздействие было очень сложно. Из современников мне близки Ричард Роджерс, Норман Фостер, Тадао Андо, Марио Бота и т.д.

— Пожалуй, Саграда Фамилиа, как впрочем, в целом все творчество Гауди. Гауди – из тех, кто вышел за пределы этой профессии. Его личность была неординарна, а то, что сотворил – нельзя ни сформулировать, ни объяснить. Гауди и есть архитектура.

— Второй в истории города строительный бум идет в стремительном темпе, и это весьма впечатляет. Прокладываются очень нужные городу дороги. Некоторые районы просто не узнать, и это чудесно. Замечательно и то, что в моем городе строятся объекты по проектам мировых звезд архитектуры. Но и в это но, как говорят французы, можно уместить весь Париж.

Не ловко и глупо бежать вперед с отвернутой головой назад, к чему копировать или создавать, пародии на XIX век? Возможно, ли обойтись без вторичных исторических стилизаций? Нужно ли так жестоко насиловать центр города?

Хочется дождаться от своих коллег деликатного отношения к старым постройкам, и к своим предшественникам, а от чиновников – более уважительного отношения к отечественным архитекторам.

Однако исторический центр города требует к себе особого отношения, здесь расположена его наиболее ценная застройка, которую важно сохранить и не подавлять вновь возводимыми сооружениями. Необходимо определить его границы и правила, по которым этот небольшой район может застраиваться.

Серьезной проблемой в застройке Баку может оказаться так называемая «шанхайская проблема», это когда рядом с новыми многоэтажными домами сохраняются одно-, двухэтажные трущобы. Решить эту проблему можно, если город начнет работать как структурный элемент, для этого город должен сам подготавливать территорию под строительство и продавать ее, причем по таким ценам, чтобы можно было и далее расчищать участки, приводить их в порядок и продавать. Подобный цикл обеспечивает наиболее безболезненную и гармоничную застройку городов, об этом говорит зарубежный опыт.

Читайте также:  Singer Porsche 964 Targa | Pictures, Specs, News | Digital Trends

— Сейчас весь мир раскрыт перед нами, и мы имеем возможность пригласить лучших градостроителей, которые вместе с нашими специалистами разработали бы новый Генплан. Работа над генпланом, это не простая задача и не по плечу не одному нашему проектному учреждению. Казахстан обратился к Японским архитекторам для разработки своего генплана. И мы должны обратиться к тем, кто имеет серьезный опыт проектирования городов.

Городу очень повезло с местом расположения в прекрасной бухте, особенностью топографии, представленной плавным амфитеатром, хорошим мягким климатом и очень важно, чтобы люди могли правильно воспользоваться этой замечательной данностью природы.

Со временем, я в этом не сомневаюсь, Баку превратится в современный город, соответствующий мировым стандартам.

Рагим Сейфуллаев родился 16 февраля 1944 года в городе Баку. Архитектурное образование получил в Азербайджанском Политехническом Институте. Архитектурную практику начал в Государственном проектном институте «Азгоспроект». Два года спустя, был приглашен в заполярный город Норильск и продолжил свою деятельность в проектном институте «Норильскпроект». Спустя ещё год стал руководителем художественной мастерской, занимающийся дизайном общественных интерьеров города.

В 1999 году Рагим Сейфуллаев избирается действительным членом Международной Академии архитектуры Стран Востока.

Источник: www.1news.az