Однажды в Амстердаме – часть третья

В один из дней нашего пребывания в Амстердаме мы познакомились с наиболее известным творением Амстердамской архитектурной школы, к которой принадлежал и архитектор ван Лохем, работавший в Кузбассе в 20-х годах прошлого века. И Йоганус ван Лохем, и его коллеги совершили настоящую революцию в архитектуре и перевернули сознание людей того времени.

Знаменитый в Амстердаме «Корабль» – многоквартирный жилой дом, который создал в 1919 году архитектор Мишель де Клерк. По сути, это вызов времени и старой архитектурной школе, присутствующий во всём – начиная от облицовки здания, окон и заканчивая планировкой квартир.

Так что же такое «Дом-Корабль» или Хет Схип по-голландски? Это треугольный кирпичный квартал в амстердамском районе Спаарндаммербуурт, построенный в стиле экспрессионизма и своими очертаниями напоминающий пароход. «Корабль» спроектирован по заказу социалистического жилищного кооператива «Свой очаг». Такие кооперативы в начале 20-века были широко распространены в Нидерландах и занимались строительством домов для рабочих, после того, как в стране появился закон, устанавливающий новые требования к жилью. Кстати, одна из башен «Дома-корабля» действительно напоминает пароходную трубу.

Вообще внешний вид здания весьма необычен, и сам дом с разных точек обзора открывается каждый раз в новом виде. Причем, отдельные элементы не несут какой-то функциональной нагрузки, это просто декор, украшения. Многие новинку де Клерка и амстердамской архитектурной школы встретили в штыки. Передовое видение жилья для рабочих многих в те годы повергло в шок.

По словам Алисы Ругхолт, исследователя Амстердамской архитектурной школы, не всем жителям Амстердама понравился «Корабль». Некоторые считали, что этот дом выглядит, с одной стороны, очень смешно, а с другой – дорого. Изначально было заявлено, что строится дворец для рабочих, поэтому многие богатые жители Амстердама просто боялись, что если рабочие станут жить в таких домах, они будут вести себя как короли. Были архитекторы, которые сопротивлялись такому стилю. Они говорили, Мишель де Клерк не может проектировать здания, потому что все его проекты ассиметричны, вертикальная кирпичная кладка не практична. Но как ни ругали новый дом, в результате это здание стало известным на весь мир.

Читайте также:  Modern Bush office furniture with new design

Итак, чем отличался стиль Амстердамской архитектурной школы? Стоить обратить внимание на волнистые линии из красного кирпича и черепицы, маленькие, расположенные, достаточно высоко, окна. И вообще формы дома необычны, нестандартны даже для нашего времени. А еще очень много украшений, различных барельефов. К примеру, вот эти вороны или мельницы должны были обозначить связь жильцов с их корнями, ведь многие рабочие, как правило, были выходцами из деревень.

Мишель де Клерк работал над созданием прекрасной архитектуры. Его философия и креативность повлияли на использование ранее не использовавшихся сочетаний цветов и кладки в фасадах. Революция, а иначе появление этого дома и назвать нельзя. Пожалуй, впервые из трущоб рабочим в Амстердаме предложили переселиться во дворец.

Жилье для них должно быть комфортным, уютным, отвечать самым современным требованиям. В итоге квартиры для семьи – по 60 квадратных метров с удобствами и необычной для того времени отделкой. Более того, практически у каждого жилища своя планировка. Причем ее нельзя увидеть с улицы. Так же как на настоящем корабле. Де Клерк уделял большое внимание проектировке внутренних помещений. Он использовал встроенные шкафы и интересно спроектированные камины.

Обязательны спальни – для взрослых, и для детей – отдельно, просторная гостиная, смежная с ней кухня. Во дворе, если речь идет о первом этаже, подсобные помещения – с верстаком для хозяина семьи, и принадлежностями для стирки и жарки рыбы – это уже по женской части.

В итоге получилось, что за красивым, необычным фасадом, у каждого было индивидуальное жилье. Архитектура «Корабля» – это уникальный синтез индивидуализма и коллективизма: вместе под одной крышей, но у каждой семьи что-то своё, собственное. Эту уникальность квартиры получали, в том числе, и за счет особенных вещей, предметов интерьера, которые рабочие делали своими руками, подражая лучшим мастерам того времени, ведь Амстердамская школа – это не только архитектура, но и дизайн, мебель.

Читайте также:  Стоимость дизайн-проекта интерьера квартиры

Музей «Дома-Корабля» становится все более востребованным. Сейчас уже 17 тысяч человек в год приходят на экскурсии в музей. Бывают здесь туристы и из России, пока это, правда, в основном, молодые архитекторы. В знаменитом доме 102 квартиры для рабочих, практически во всех и сейчас живут люди, небольшой зал для собраний, клуб, детский сад и почта. В передней части здания, где сейчас находится музей, ранее располагалось почтовое отделение, спроектированное Мишелем де Клерком. Вот это будка для телефонных разговоров, в которой двойные двери, чтобы никто не мог подслушать звонящего.

После реставрации почта вновь обрела интерьер того времени. Некоторые детали особо обращают на себя внимание. К примеру, вот за этими дверьми сортировочное помещение, вход в которое был запрещен. Показательны в этом отношении надпись и дубинка, которые также были спроектированы Мишелем де Клерком.

Архитекторы амстердамской школы были по-настоящему людьми творческими, необычными, яркими, настоящими новаторами того времени. Это относится и к ван Лохему, который в 1926 году приехал в Кузбасс, чтобы улучшать жизнь рабочих Кемеровского рудника. В следующий раз мы увидим творения самого Ван Лохема в городе Харлем, возведенные им до поездки в Сибирь. А за экскурсию по «Дому кораблю» хотелось бы поблагодарит Алису Ругхолт, директора музея, и нашего переводчика Катю Ассоян.

Источник: http://gazeta.a42.ru