ЧАС — Скинемся по десятке на Ротко?

Подсчитали — прослезились…

Впору кричать ура и бросать в воздух чепчики — если бы не одна цифра, просочившаяся в прессу. Уже в следующем году на содержание нового культурного учреждения из скудного городского бюджета потребуется 600 тысяч латов — то есть без малого миллион евро! Озадаченные такими непомерными тратами, депутаты Даугавпилсской думы всем составов отправились в Арт-центр.

Их там обули в музейные тапочки, чтобы не попортили дубовый паркет, и провели через анфиладу залов. Здесь будет картинная галерея, в которой будут размещены картины современных художников, участвовавших в ежегодных пленэрах Ротко. Ну и экспозиция копий работ того, чье имя носит сам Арт-центр. Кроме того, обустроены 10 спальных номеров (для будущих гостей), четыре конференц-зала, небольшая библиотека, ресторан, детская комната, художественные мастерские, кухня — все это будет располагаться на двух этажах бывшего хранилища вооружения. За порядком будут следить 25 камер внутреннего наблюдения и 15 — наружного. Торжественное открытие намечено на апрель. К этому времени должны быть получены шесть оригинальных работ М. Ротко, переданные в долгосрочное пользование абсолютно бесплатно детьми известного художника.

Но тут опять все портит денежный вопрос. Обещано было, например, выставить две работы из Вашингтонской национальной галереи. Но за страховку художественных ценностей надо заплатить 144 тысячи долларов в год. Таких денег нет ни у города, ни у министерства культуры. На строительство этого объекта потрачено около 4 миллионов латов. В основном это деньги европейских фондов.

Руководитель Арт-центра Алексей Бурунов рассказал депутатам о том, что сейчас надо очень серьезно поработать над привлечением туристов. Ведь в проекте сказано, что на протяжении пяти лет ежегодно галерею должны посещать 90 тысяч человек в год. Иначе деньги фондам придется просто вернуть.

Читайте также:  «Галерея мебели» в

Ладно, забота о привлечении туристов — это дело двадцати сотрудников нового центра. Но вот их доходы, а также плата за отопление, охрану здания и так далее касается каждого горожанина. Если верить оптимистичным цифрам о количестве жителей Даугавпилса (100 тысяч), то с каждого на пропаганду абстракционизма возьмут по шесть латов, а если верны данные, что в городе осталось чуть более 60 тысяч человек, то скидываться на Ротко придется по десятке.

Независимо от того, нравятся вам лично цветные полосы, или вы предпочитаете пейзажи Левитана.

Вкратце напомню историю возвращения на родину Марка Ротковича, эмигрировавшего вместе с семьей в США в начале ХХ века. Уехал он в 10-летнем возрасте. Недолго посещал Новую школу дизайна, брал уроки у Аршила Горки. Ходил на курсы в Художественную студенческую лигу к Максу Веберу, также уроженцу России. В 1929 году начал преподавать детям живопись и скульптуру в академии Бруклинского еврейского центра. И делал это на протяжении более 20 лет…

После войны Марк Ротко начинает создавать цветовые поля. И вместе с другими абстракционистами становится все более известным. В 1964-м он получил заказ, о котором мечтал всю жизнь — роспись экуменической капеллы в Хьюстоне.

Стены этой капеллы — это пространство черного цвета разных оттенков. Чем более богатым и известным становился художник, тем больше он погружался в депрессию и пьянство. Умер в 1970 году во время очередного запоя, наглотавшись снотворного и перерезав вены…

Но в Даугавпилсе, где за это время прошло несколько революций и войн, никто и знать не знал о творческих исканиях американских абстракционистов. И когда во время своего визита в Латвию принц Чарльс Уэльский пожелал взглянуть на родные места Ротко, в думе и музее все впали в ступор. Никто не слышал о таком художнике!

Читайте также:  Десять знаменитых домов с привидениями

Сотрудница музея Фарида Залетило решила выяснить все о знаменитом земляке. Она побывала в музеях, установила связи с родственниками. В городском музее теперь есть зал с выполненными по уникальной технологии копиями работ Марка Ротко.

Ждем туристов!

И так совпало, что именно в этот период картины нашего соотечественника начинают быстро расти в цене. Они и так стоили десятки тысяч долларов, а тут на аукционах за них начинают платить десятки миллионов! Как говорится, на вкус и цвет…

Не раз честно старалась постигнуть гениальность художника, глядя на ядовитые и крайне неприятные глазу сочетания цветных полос и ярких прямоугольников. Не получается. Фарида Залетило утверждает, что ее просто завораживают эти краски, затягивают так, что невозможно оторваться. Интересно, если не знать, что за эти полотна на аукционах платят по 20- 70 миллионов долларов, притягивать будет так же?

Есть версия, что взлет цен на работы американских абстракционистов — это просто финансовая пирамида. Совершенно сознательная игра на повышение ставок галеристов, которые решили раскручивать живописцев США.

Поллок, как известно, механически разбрызгивал капли краски, Горки выливал краску ведрами и процарапывал силуэты. Ротко рисовал огромные цветовые полотна под номерами. Этих и других авторов аукционисты сначала покупали друг у друга за бешеные деньги, а потом включились и коллекционеры, готовые вкладывать деньги в искусство. В 2007 году на аукционе дома Sothebys картина Марка Ротко «Белый центр» была продана за 72,8 миллиона долларов! А в мае 2008-го работу под названием № 15 купили за 50,4 миллиона! Именно этот ажиотаж и помог реализовать проект Арт-центра.

Художник, полотна которого по такой цене покупают на аукционах, родился у нас! Так пусть туристы приедут и посмотрят на его работы! Это же бренд, который прославит город! Смутные сомнения терзают душу. А что мешало туристам любоваться на зал Ротко в краеведческом музее? Видимо, и в министерстве культуры не до конца уверены в успехе. Самоуправление просило на содержание Арт-центра 90 тысяч латов в год, а дали только половину.

Читайте также:  Как сделать спальню уютной

Депутатам при формировании бюджета придется теперь решать нелегкую задачу: сколько взять с каждого налогоплательщика на развитие абстрактного искусства?

В октябре 2012 года российский художник, работающий в Британии уборщиком, совершил акт вандализма и разрисовал картину Ротко из Seagram murals черным маркером, пытаясь таким образом показать различие между искусством и «желтизной». Имя вандала — Владимир Уманец. На картине Ротко «Черное на коричневом» (или «Черное на темно-красном»), которую эксперты оценивают в 100 миллионов долларов, он написал: «Владимир Уманец 12. Потенциальное произведение желтизны». Позже сам вандал заявил, что если теперь его подпись под картиной сотрут, то она потеряет в цене, если же нет, то через несколько лет стоимость произведения Ротко увеличится в несколько раз.

Источник: http://www.chas-daily.com