Японская-архитектура-смена-зодческих-ориентиров-после-революции-Мейдзи

Японское зодчество, «варившееся» длительное время в собственном соку, только 150 годов назад начало обширно использовать европейские принципы градостроения. Это случилось после революции Мэйдзи в 1868 году. Но и сейчас японские мастера нередко используют классические способы строительства, так как высочайшая сейсмичность островов накладывает отпечаток на их деятельность.

Cледы древних поселений на японском архипелаге датируются каменным веком (эра неолита), хотя ученые считают, что эта территория была населена еще во времена палеолита.

Сейчас на местности Стране восходящего солнца найдено огромное количество могильников, тут их именуют «кофун» (самые большие из их относятся к V веку н.э.). Любопытно то, что усыпальницы японских правителей, к примеру Нинтоку и Одзина, по площади больше хоть какой из египетских пирамид.

В VII веке н.э. было выстроено синтоистское святилище Исэ, которое стало макетом многих храмовых сооружений в Стране восходящего солнца. Исэ состоит из 2-х комплексов, при этом по архитектуре – это совершенно однообразные cтроения. И изготовлено это специально, так как каждые 20 лет проводится церемония перемещения божества из 1-го комплекса в другой.

Конкретно на японских островах находится одно из наибольших в мире древесных сооружений – храм Тодайдзи в городке Нара, построенный в XVII веке. По данным профессионалов, сначало этот храм был намного крупнее, но с течением времени некие его постройки были утрачены. Исследователи истории японского зодчества говорят, что ведущими конструкторами феодализма были мастера дел строй, если же гласить поточнее, так корабельных, – из семейства Инабэ. По воззрению профессионалов, развитие японской архитектуры было плотно сплетено с технологиями обработки дерева. Одна из особенностей возведения строений в Стране восходящего солнца 200-300 годов назад – это то, что фактически все японские постройки представляют собой комбинацию прямоугольных частей, кроме павильона Юмэдоно в храме Хорюдзи в городке Нара и 3-х ярусной пагоды храма Анракудзи (префектура Нагано), где в конструкции применены 8-ми угольные элементы. Все строения представляют собой композиции опорно-балочных структур с осевой симметрией.

Город Хэйдзе (либо другой вариант написания Хэйана), ставший столицей Стране восходящего солнца в VIII веке н.э., строился по прямоугольной схеме, имитируя принципы китайского градостроительства. Конкретно тут положено начало развитию культовой и дворцовой архитектуры. Город был спланирован в виде четырехугольника размером 5,5х5 км и разбит на постоянные кварталы. В границах кварталов было много одноэтажных зданий, имевших свободную планировку. А вот легкая каркасная конструкция строений и поднятые над землей дощатые полы продолжают японские традиции градостроения. Но в то же время для многих японских городов неповторимая простота – это не только лишь стиль жизни, да и особенности жилищной архитектуры. Неотклонимой принадлежностью дома, обычно, является кропотливо оберегаемый кусок живой природы. Японский сад, будь это крошечный участок либо большой парк с прудами, беседками, мостиками, замшелыми камнями, всегда представляет объект узкого и сурового строительного творчества.

Читайте также:  Банкам нужна новая ИТ-архитектура - FLEXTERA

В отличие от средневековых городов Европы, представлявших собой большой строительный комплекс, в Стране восходящего солнца городское строительство рассматривалось как отдельное явление, другими словами город и его составные части не были кое-чем цельным. Строения строились так, чтоб в подходящий момент их можно было бы демонтировать, переместить и поновой собрать на новеньком месте. Это правило касалось как жилых построек, так и храмов. Строения в Стране восходящего солнца рассматривались как утилитарная вещь, кое-чем схожее кораблю, которые можно перемещать по стране либо вообщем демонтировать и выстроить на этом участке что-то новое. Схожим образом построена столица Стране восходящего солнца – Токио, ранее ее называли Эдо (город был основан в XVII веке), в каком, кстати, практически стопроцентно отсутствует воздействие китайской архитектуры. В Эдо длилось строительство замков и храмов, также появились светские строения: гостиницы и банки, рестораны и театры. В текущее время в Токио стремительно сносятся старенькые строения, если это нужно, а заместо их – возникают новые, как и в средневековье. И сейчас жители страны восходящего солнца употребляют многие принципы сооружения жилых и нежилых строений, которые были разработаны в VIII-X вв.

Если же брать религиозные объекты, то в Стране восходящего солнца каждое божество имело собственный храм. К примеру, три морских божества почитаются в синтоистском храме Сумиеси в городке Осака, где сооружены три схожих святилища для каждого божества. При этом строения размещены вереницей, а весь комплекс кое-чем припоминает три корабля в открытом море. А вот в храме Касуга в городке Нара для божеств выстроено 4 рядом стоящих святилища. Позднее эта мысль – здание символизирует почитаемое божество – была перенесена на буддистские храмы. К примеру, в Кондо находится объект почитания – изображение Будды, а вот пагода является гробницей, в которую расположили драгоценности как знак «пепла» Будды.

В Стране восходящего солнца, обычно, пагоды многоярусные – пяти- либо шестиэтажные, но по сути действующим является только нижний этаж, другие – декоративные. Они делают определенную строительную роль – придание строению более строго вида, также некоторой привлекательности, «гуманного вида» и наружного очарования. Конкретно в таком стиле построена пагода в храме Якусидзи в городке Нара.

Читайте также:  Украинский автомобильный информационный портал. Архитектура и дизайн.

Особенности японской архитектуры проявились и в строительстве императорских дворцов. Для их свойственна приподнятость пола над землей, а на возвышенности размещалось кресло правителя. До нашего времени дошел единственный эталон таковой архитектуры – Киото Госе (императорский дворец), который был реконструирован в XVII веке. В строительном отношении выделяется церемониальный зал правительского дворца в Киото. А новый императорский дворец Кацура был построен в средние века в Киото. В его зодчество были привнесены элементы дизайна, соответствующие для увеселительного квартала городка. Также во дворце была использована свободная сборка места. Дворец повсевременно достраивался в течение 50 лет усилиями 2-ух поколений семейства Хатидзе-номия.

Как понятно, Япония покончила с феодализмом и сделала шаг к наружной открытости в 1868 году, чтоб приобщиться к западным нормам жизни и перенять западный стиль в городском строительстве. С этой целью многие архитекторы из США и Европы были приглашены в Японию для оказания помощи в проектировании публичных построек и фабрик. В 1871 году для подготовки собственных профессионалов была также открыта высшая школа Кобу Дайгаку – предтеча строительного отделения Токийского института. Не случаем, многие строения в Йокагаме, Кобэ и Нагасаки в конце XIX века были построены в западном стиле. С течением времени выпускники Кобу Дайгаку начали конструировать строения в западном стиле. Конкретно благодаря их усилиям появились на островах Банк Стране восходящего солнца и Токийский вокзал конструктора Кинго Тацуно и Императорский дворец Акасака зодчего Токума Катаямы. Но из-за завышенной сейсмичности на японских островах потребовалось, во-1-х, прирастить толщину колонн и стенок, что привело к лишней громоздкости построек, во-2-х, нельзя было строить строения выше 31 м. В ХХ веке жители страны восходящего солнца разработали четкий вариант измерительных систем «кивари» и «татами-вари» и развили специальную геометрию, известную в мире как «кикудзюцу».

В текущее время в Стране восходящего солнца действуют более 10-ти огромнейших японских компаний с конструкторскими отделами, интенсивно работающих также за границей. Они все ведут свое восхождение от строй династий периода Эдо. В ХХ веке японские архитекторы нашли, что фундаментальные принципы современного зодчества очень идентичны: как пример, с одной стороны, свободное оперирование местом в японских опорно-балочных структурах, а с другой – модульный принцип координации.

Читайте также:  Оригинальная доминирующая архитектура: здание на East 11th Street.

Руководствуясь общими положениями, известные зодчие Тэцуо Есида, Кунио Маэкава, Кендзо Тангэ, Киенори Кикатукэ и другие разработали применимую для японской действительности строительную модель. Одним из успешных результатов этой работы стало проектирование Тангэ здание управления префектуры Кагава, поразительно сочетающее классическую форму и современное зодчество.

Значимый прогресс японской архитектуры стал приметен для всех во время Летней Олимпиады-1964 в Токио. К Играм был построен комплекс спортивных сооружений, спроектированный Тангэ. Здание олимпийского гимнастического зала имеет изогнутую крышу, воскрешающую японскую традицию. Но Тангэ с фуррором смог переплавить японский традиционализм в универсальную форму. Сооруженный в Токио стадион стал конкурентоспособным по сопоставлению с другими промышленными странами. В следующие годы мировое значение получила деятельность нескольких архитекторов. Не считая Тангэ, мир вызнал о новейшей плеяде зодчих, творивших свои строительные шедевры не только лишь в Стране восходящего солнца, да и за границей – Кикутакэ, Фумихико Маки (лауреат Прицкеровской премии – 1992), Арата Исодзаки (он проектировал олимпийские объекты для каталонской Барселоны-1992), Кисе Курокава, Тадао Андо и многих других архитекторов. Благодаря им в Стране восходящего солнца сейчас есть энергичная и творческая строительная школа. В то же время японские архитекторы не сковывают свое творчество рамками традиций, а напротив – развивают новые формы свободного самовыражения. Но в их творчестве появляются так именуемые «японизмы». Например, способ стеновых блоков конструктора Андо на 1-ый взор не имеет ничего общего с обычно японской опорно-балочной конструкцией. Но вспомним, что сначала собственной деятельности конструктор Андо занимался модернизацией торговых домов в городке Осака, возводившихся по принципу «татами-вари», – в виде добавленных друг к другу отдельных пространственных ячеек. Спецы в сфере архитектуры считают, что стоит направить внимание на некие принципы (главное – упругость, заложенная в классические сооружения) проектирования и строительства небоскребов. Как понятно, низкие пагоды, надводные башни, построенные в сейсмических зонах Стране восходящего солнца, не были подвержены падению и остаются на собственных местах в течение нескольких веков.

Источник: iv-u.ru