Мыза Кылтсу ждет романтиков

Деревянная вилла в прибрежной полосе Лауласмаа притягивала к себе восхищенные взгляды и тогда, когда только была построена, и теперь, после реставрации, она опять в центре внимания.

15 июля 1806 года Иоахим Фридрих фон Врангель из Пыллкюла решил на площади в четверть гака (крестьянский гак, составлявший в Северной Эстонии в среднем 8–12 га посевной площади. — Ред.) в Кылтсу построить небольшую мызу, чтобы затем продать ее за наличные Георгу Роберту Вильгельму фон Икскюлю, вспоминает искусствовед Антс Хейн, изучавший историю старинного поместья. Он считает, что уже тогда, в начале XIX века, Кылтсу было популярным местом летнего отдыха.

Ни для чего другого тамошние крохотные песчаные бухты и узенькие, уходящие  далеко в море косы с многочисленными заносными камнями просто не годились — пахотных земель в тех краях было очень мало. К тому же наступило время, когда летние выезды на природу стали очень популярными  у жителей балтийского побережья. Летний отдых на море быстро вошел в моду, и о нем мечтали все, кто только мог его себе позволить.

Позднее, примерно в 1860 году, мыза Кылтсу перешла к Отто фон Икскюлю, которому принадлежали многие другие поместья на берегу Балтийского моря и который в 1884 году даже стал полновластным владельцем майоратных владений в Вана-Вигала. Он был женат на старшей дочери главы рыцарства в княжестве Липпе, входившем в состав Германской империи, Иоганна фон Ститенкрон — Бенедикт, которая была моложе его на 40 лет.

По сравнению с Икскюлями, Ститенкроны были не таким древним дворянским родом — они получили свой титул от шведского короля Карла XII лишь в 1707 году, — но, к счастью, были достаточно богаты, поскольку через бабушку Бенедикт они являлись также наследниками князя Николая Путятина.

Читайте также:  Студия дизайна интерьеров Инны ВАЩЕНКО - Дизайн интерьера, архитектура, дизайн кухни, дизайн спальни, интерьер гостиной, эксклюзивный интерьер

Отто фон Икскюль умер 21 февраля 1891 года в Риме. После его смерти вдова решила, что построит летнюю резиденцию в своем любимом месте отдыха — Кылтсу. Тем более что это не было каким-то неизвестным уголком — с 1870 года из Таллинна туда начали ходили поезда, и от станции Клоога на экипаже можно было добраться в Кылтсу всего за один час.

Если верить материалам Eestimaa Vastastikuse Tulekindlustamise Selts (Эстонского общества взаимного страхования от огня), то новый господский дом в Кылтсу был построен в 1891 году, его площадь составила 13 на  6,5 саженей. Крыша была покрыта привезенной из Финляндии импрегнированной дранкой, а самыми важными подсобными строениями имения были дом для прислуги, амбар и конюшня с сараем для экипажей. К сожалению, как сказал Хейн, информация о том, кто был архитектором здания деревянной мызы Кылтсу, утрачена.

«С приходом историцизма стали больше говорить о «честном» и «исключительно характерном» использовании строительных материалов, и обращать внимание на их безотносительную ценность, — сказал искусствовед. — И пришли к выводу, что материал здания должен отражаться в его стиле, чтобы красота исходила из полезности. Формирование архитектурного стиля деревянных сооружений (Holzbaustil) было вполне осознанным процессом».

Он нашел выражение как в подчеркивании опорной стороны строения, так и в особом стиле декорирования — прежде всего в богатых вырезанных по дереву орнаментах. Обильно украшенные деревянными кружевами здания выглядели как демонстрация независимости стиля деревянной архитектуры.

Построенный в последнем десятилетии XIX века в Кылтсу роскошный господский дом и окружающий его грандиозный декоративный сад, возведенный в соответствии с желанием хозяйки поместья, снискали всеобщее одобрение. Когда бездетная Бенедикт фон Икскюль 30 ноября 1908 года умерла в Кылтсу, родственники решили продать летнюю резиденцию, и в 1912 году мыза была записана на имя Вальтера фон Мореншильда.

Читайте также:  Нам пишут! Кухонные цвета от Gemelli Design (Болгария)

Поместье Кылтсу, которое в советское время было приспособлено под пионерский лагерь, теперь находится в частном владении и приведено в образцовый порядок. Реставрационные работы, проводившиеся по проекту архитектора Юри Ирика и архитекторов по интерьеру Эа Андла и Кайре Кемп-Тишлер, были начаты в 2007 году.

Парк оформляли ландшафтные архитекторы Юлле Гришаков и Трийн Ярве, ограды и ворота выковал художник по металлу Хейго Йелле.

Поскольку новый владелец предоставил архитекторам полную свободу действий, было решено восстановить здание в качестве виллы, в которой можно будет проводить представительские приемы и устраивать для гостей приятный отдых.

 Романтическая линия деревянных кружев и фасадов здания продолжена и в интерьерах внутренних помещений.  К счастью, в доме с его начальных времен сохранилось множество элементов дизайна: половицы, паркет, окна, внутренние двери, две каминные печи, деревянные настилы и потолочные деревянные панели. Все они были отреставрированы и теперь экспонируются в своем изначальном великолепии.

«При планировании первого этажа господского дома мы взяли за основу планировку того времени, и только некоторые стены оказались не совсем на своем месте, — пояснила Кайре Кемп-Тишлер. — Центральное место занимают два величественных зала в историцистском стиле, с витражными окнами в югендстиле и библиотекой, обшитой деревом. Деревянный панельный потолок с резными орнаментами является одним из самых своеобразных в Эстонии».

В качестве оригинального решения между двумя залами установлена раздвижная стена с витражами Валева Сейна. Особого внимания заслуживает и кухня мызы, на которой вся современная техника с необычайной находчивостью адаптирована к исторической среде.

На мансардном этаже находятся пять спален с ванной и гардеробом.

«Поскольку в этом доме использовались только натуральные материалы, то спроектированные нами интерьеры и предметы мебели стали серьезным вызовом как для строителей, так и столяров», — отметила архитектор по интерьеру.

Читайте также:  Citroen DS5: все за дизайн | Деловой портал BFM.ru

С начальных времен мызы сохранился только один большой стол, который сейчас находится в помещении для собраний на втором этаже, остальные предметы мебели привезены из разных мест Европы, России, Скандинавии.

Светильники ручной работы куплены у одной испанской фирмы, а шелковые и шерстяные ковры изготовили индийские мастера.

Два года назад восстановленный господский дом был номинирован на годовую премию Союза архитекторов по интерьеру.

Мыза Кылтсу быстро обрела в народе популярность как хорошее место для проведения конференций и свадебных торжеств. Кроме того, на недавно построенной сцене в поместье проводятся концерты под открытым небом.

16 августа, например, в мызе выступили Ленна Куурмаа и Мярт Аванди со своей программой «Белая ночь — это счастье» («Ã–ö valge on õnn»), сообщила хозяйка мызы Пилле Лукин-Кангур.

Источник: http://rus.postimees.ee