Садово-парковое искусство Древнего Египта.
Изучая его, прежде всего необходимо рассмотреть, в каких естественно-природных условиях развивалось садово-парковое искусство Древнею Египта. Климат Египта очень засушливый, характеризуется почти полным отсутствием осадков и горячими знойными ветрами, несущими частицы песка.
Не случайно Египет назван «даром Нила». Жизнь здесь оказалась возможной лишь по берегам реки, берущей свое начато далеко на юге и текущей почти в прямом направлении с юга на север к Средиземному морю. Своими разливами она оплодотворяла землю, несмотря на это, необходим был и искусственный полив: древние египтяне по специальным каналам (арыкам) поднимали воду Нила при помощи шадуфа и поливали поля и огороды. (Шадуф — приспособление для подъема воды, подобное колодезному «журавлю» в России).
Рельеф долины Нила равнинный. Лишь по сторонам на значительном расстоянии поднимаются нагорья Ливийской и Аравийской пустынь. На берегах реки росли гигантские тростники и папирусы, образующие це-
лыс заросли, а также заросли лотосов, одного из видов водяных лилий -белых, розовых и голубых. Из древесных пород особое значение имела финиковая пальма. Все перечисленные растения — семейства лотосов. Молодые побеги папируса и плоды финиковой пальмы у потреблялись в пищу. На полях египтяне выращивали пшеницу, ячмень, просо: из технических культур -лен.
Богатство строительного материала- розового гранита, диорита, порфира, яшмы, алебастра, известняка и песчаника — сыграло значительную роль в истории садово-паркового искусства страны.
Природный пейзаж Египта очень своеобразен: ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, широкие перспективы с мелькающим на горизонте силуэтом нагорья; спокойное, медленное течение Нила; почти застывшая гладь водной поверхности, сливающейся в иных местах с полями… Суровая картина, оживленная лишь небольшими оазисами, группами пальм с характерным четким силуэтом высоких стволов. Однако южное безоблачное знойное небо в часы заката и восхода солнца придавало ландшафту необычный колорит и очарование.
Первые сведения о садах Египта относятся к периоду Древнего царства, т. е., к 2780-2550 гг. до н. э., а также к Среднему царству 2160 1788 гг. до н. э.
В древнем Египте громадные средства конце котировались в руках фараона, которому принадлежали не только вся земля, но и несметное количество рабов. Кроме рабов, на фараона трудились свободные земледельцы и ремесленники, положение которых мало чем отличалось от положения рабов. Жизненный уровень этих людей был чрезвычайно низким. Они влачили нищенское существование и охотно продавали свой труд за ничтожно малую плату. Красноречива надпись на камне в Абидосе: «Каждый ремесленник работает больше, чем могут сделать его руки, если он не доделает днем положенного, его бьют, как лотос в болоте».
Дармовая рабочая сила и несметные богатства позволили фараонам возводить гигантские сооружения, строить города, дворцы, храмы и гробницы. Строительству благоприятствовало наличие добротного строительного материала.
Архитектура Древнего Египта отличалась грандиозностью. Достаточно назвать такие объекты, как пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. достигающие высоты 147, 143 и 62 м. То же самое относится и к скульптуре знаменитого сфинкса, достигающей высоты 20 м при длине 60 м. Характерно также построение целых ансамблей храмов, гробниц или дворцов. Все архитектурные сооружения отличались цельностью, мощностью, статичностью, остро воспринимаемой по контрасту с пейзажем пустыни.
Необходимо обратить внимание и на лаконизм, сказавшийся в гео-мстриэации объемов сооружений в целом, а также их отдельных элементов — пирамида, цилиндр, призма.
Чрезвычайно характерной чертой больших архитектурных ансамблей, отразившейся и на садово-парковом искусстве, является развитие архитектурного ансамбля, состоящего из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси. Используется эффект перспективы, светотени, контраста — при чередовании открытых и закрытых пространств, то есть дворов и закрытых помещений. Большую роль в отделке зданий играет стилизованный растительный орнамент — пальмы, папирус, лотос.
Примером построения ансамбля по традиционной продольной оси служит храм Карнака . Он представляет интерес наличием широкой прецессионной дороги, оформленной скульптурами сфинксов и рядовой посадкой пальм.
По данным современной науки, в Древнем Египте имелись насаждения городского типа, то есть ряды деревьев (предположительно пальм) по сторонам главных у лип на городской территории. Об этом свидетельствуют четырехугольные ямы с остатками питательной земли и древесных корней, обнаруженные во время археологических раскопок. Найдены также остатки оросительной системы. Некоторые улицы отличались необычной шириной; так, в Ахетатоне главная улица города достигала ширины 60 м.
Собственно сады в современном понимании этого слова делились на священные рощи, расположенные обычно на берегу искусственных водоемов на территории храмовых комплексов, и сады декоративного назначения, окружавшие жилые дома знати, высших чиновников, причем эти сады отличались небольшими размерами. Кроме того, при загородных дворцах фараонов были обширные озелененные территории, которые скорее всего можно назвать ггарками.
Большой интерес представляет видовой состав деревьев, кустарников, цветов, при помощи которых создавались и оформлялись эти сады.
Из деревьев надо иметь в виду уже упомянутую финиковую иальму. Она давала плоды и.тень, столь ценную в жарком, знойном климате. Затем инжирное дерево со съедобными плодами, гранатовое дерево, пальма к акация. Согласно надписи, раскопанной к саду, здесь росло двадцать различных видов деревьев, однако не все названия их расшифрованы. Судить о растениях мы можем по живописи, изображающей бытовые сцепы. Они чрезвычайно поучительны: к примеру, инжирное дерево с шарообразной кроной, усыпанное плодами, фигурирует в росписи, сюжетом которой является сбор плодов рабами. Сохранились изображения пересадки деревьев,ландшафты.Из кустарников особенное распространение имел тамарикс, считавшийся священным. По рисунку тамарикс имеет прозрачную крону и удивительно гибкий силуэт. Применялся также тростник. Большое значение имели деревья с густой кроной, обеспечивающие тень, прохлалу и защиту от знойных ветров, затем плодоносящие породы и породы, дающие благовонные масла, необходимые для священного ритуала.
Источник: