История марийцев | Дизайн интерьера. Советы

Финно-угорские группы жили на территориях нынешней западной, северной и центральной России с доисторических эпох.

На территории марийцев сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до н. э.

Так как письменность была исключительно для учета бытовой информации, а казанские письменные источники были утеряны при взятии Казани, почти все письменные сведения об истории средней Волги связаны с русскими источниками.

Марийцы впервой подлинно упоминаются в X веке в письме татарского султана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шафруту.

Предшествующие поколения современных марийцев от V до VIII в. торговали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая располагалась на землях сегодняшнего Татарстана и была в 1236 году уничтожена наступавшими на Русь татаро-монгольскими войсками султана Батыя.

С образовавшейся затем Золотой Ордой марийский народ, наверняка, были в союзнических отношениях.

Полегоньку западные черемисы по принятии христианства ославяниваются, нежелающие принимать христианство бегут на восток вглубь марийской земли.

В 1551 году территории горномарийцев попадают под контроль Руси, а в 1552 году царские полки захватывают Казань, и левобережные мари начинают платить Москве дань.

Наступает 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением крепостей для метожичной колонизацией края.

насильственная христианизация приводит к тому, что мари скрываютя в леса, оставляя пустыми целые деревни.

При царе правобережных мари стали забирать в армию, начинается тотальное обеднение населения.

Одновременно с этим начинается научное исследование местности, составляются первые письменные памятники марийского языка на кириллице.

Положение мари становится невыносимым, и в 1775 году черемисов массово поддержали бунт Пугачёва.

В 1872 году открывается Казанская учительская семинария, приоритетом которой было просвещение представителей волжского населения, в том числе мари.

Это дало серьезный импульс национальному возрождению, образуются марийские школы, выпускаютсякниги на марийском языке, в том числе учебники.

Читайте также:  Подборка: главные приложения октября

До 1917 года марийцы не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний.

И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживает в Республике Марий Эл.

Исторически сложилось так, что 51,7 процента черемисов проживают вне пределов своей республики, в том числе 4,1 процента зарубежом.

Постепенно марийцы становятся меньшинством населения республики, а под политическим давлением марийский язык был вытеснен русским.

Источник: http://www.allvoflor.com