Живопись и цветная графика. Часть 5

Введение заданий по графике стало лишь завершением работы, проделанной педагогами ранее. С особой признательностью нужно вспомнить В. А. Фаворского, читавшего будущим художникам текстиля курсы по теории композиции и графическим отвлечениям и разбиравшего на практических занятиях графическую организацию рисунка на текстильных изделиях. В программе курса по графическим отвлечениям говорилось, что он ставит две цели: знакомит с графическими элементами и их свойствами (линия, точка, пятно) и с композиционным подходом к линейному оформлению поверхности.

В настоящее время основным объектом в заданиях по графике является фигура человека, так как и модельеры, и художники текстиля работают в основном «на фигуру» человека. Как в заданиях академического рисунка, так и в заданиях специального рисунка по графике выполняется большое количество набросков и зарисовок, форэскизов, но уже с применением различных графических средств и инструментов. На четвертом и пятом курсах задания выполняются с двух- и многофигурных постановок в соответствии со специализацией. Направление графического образования художников-технологов невозможно без учета особенностей работы художника каждой специализации. В настоящее время, как уже отмечалось, имеется пять специализаций: «Художественное оформление текстильных изделий способом печати», «Художественное оформление текстильных изделий способом ткачества», «Моделирование костюма», «Художественное оформление и моделирование трикотажных изделий», «Моделирование обуви и кожгалантерейных изделий». В специальном рисунке специализации делятся на две группы: модельеры и орнаменталисты. Орнаменталисты (художники по печати, оформлению нетканых материалов, по ткачеству) получают теоретическую и большую практическую подготовку по плоскостно-орнаментальной организации графического листа, модельеры изучают рисунок объемной формы, специфику графической подачи моделей одежды и обуви в проектной работе и рекламе.

Неудовлетворенность графической подготовкой студентов, специализирующихся по художественному оформлению и моделированию трикотажных изделий, заставила создать в 1984 году третью программу специального рисунка, представляющую комбинацию из заданий для модельеров и орнаменталистов. Она носит экспериментальный характер. В целом можно сказать, что орнаменталисты в графике близки к эстампу, модельеры осваивают линейный рисунок, технику и приемы журнальной рекламной графики.

Читайте также:  Регламент художественного оформления исторического центра разработают в Петербурге

Таким образом, студенты получают базовую рисовальную подготовку в первые два года обучения, выполняя ряд специальных заданий по линейно-конструктивному (линейно-объемному) рисованию в специальном рисунке и часть постановок по графике. Весь комплекс заданий, рассматриваемых во взаимосвязи с остальными профилирующими дисциплинами, представляет собой оригинальную методику рисовальной (графической) подготовки художника-технолога. Учебная работа в каждом семестре по курсу рисунка имеет свои задачи и особенности. Задания по графике не превалируют в комплексе заданий по рисунку и даже в курсе специального рисунка им отводится только часть времени. Кроме того, тема «Графика» возникла внутри курса и прочно связана с ним методически. Многие задания по графике продолжают развитие рисовальных приемов базового обучения. Принимая во внимание условность терминов «рисунок» и «графика», авторы считают, что в учебном плане задания по графике могут входить в курс специального рисунка.

Несмотря на насыщенность и разнообразие заданий в рисовальной подготовке модельеров и орнаменталистов, обучение следует основному достаточно простому правилу: вначале на основе зрительных впечатлений изучить закономерности форм и по возможности быстрее овладеть самостоятельными композиционными навыками, развить творческие способности.

Процесс рисования, включающий познание, изучение и созидание, позволяет по мере обучения студента усиливать в учебном рисунке творческий фактор. От простого к сложному и от познания к созиданию — на этом строится связь всех специальных дисциплин при подготовке художников-технологов.

Рисунок не только средство для приобретения профессиональных навыков, но и одна из форм познания окружающей действительности. Как в науке, так и в искусстве процесс познания мира подчиняется определенной закономерности, сформулированной В. И. Лениным: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Читайте также:  Текстильный дизайн интерьеров - Sizal - Шторы, гардины, дизайн ткани, текстиль

В программах по рисунку большое значение имеют раскрытие и правильное толкование общих положений марксистско-ленинской эстетики, так называемых категорий эстетики — красоты, прекрасного, эстетического восприятия, художественной правды, идеала, художественного образа, художественного мастерства и др., а также категорий диалектического и исторического материализма — содержания и формы, идейности, партийности и народности в искусстве.

Важнейшее значение для воспитания художников в советской школе имеет положенный в основу обучения реалистический метод. Этот метод, наиболее полно отвечающий задачам подготовки художников-технологов, предполагает активное художественное изображение действительности с точки зрения наших идеалов, наших представлений об отношении искусства к действительности. При этом большое значение имеет раскрытие художественной правды, находящейся в прямой противоположности с апологетикой натурализма, формализма, пошлости и безвкусицы, насаждаемых буржуазной эстетикой. Значительное место занимает анализ идейно-художественного содержания произведений, экспонируемых на различных выставках, репродукционного материала, творчества отдельных художников.

Источник: mgudt.com