За копейку канарейку

Очень забавно наблюдать за некоторыми интернет-форумами, на которых люди абсолютно всерьез обсуждают различные модели бюджетных акустических систем, с пеной у рта доказывая, что колонки за 1200 рублей звучат гораздо лучше колонок за 1000 рублей. Хороший тролль может извлечь из такого форума много вкусной еды, появившись в обсуждении и жонглируя умными словами «коэффициент нелинейных искажений», «неравномерность АЧХ», «фазоинвертор» и «гармоники».

В действительности же все колоночки из компьютерного магазина за небольшие деньги звучат одинаково паршиво, и для сколь-либо серьезного прослушивания музыки не подходят. Встроенные усилители на интегральных микросхемах, маленькие динамики в тонкостенных пластмассовых корпусах – все это способно лишь похрюкивать, но не издавать звук. Для качественного же воспроизведения (особенно это касается низких частот) требуются большие динамики, а для их «прокачки» — мощный транзисторный или ламповый усилитель.

Разумеется, такие «гаджеты» способы занять половину комнаты, но главный их недостаток – высокая цена. Даже комплект из двух колонок обычного «бытового» класса стоит от $500, за усилитель (ресивер) придется отдать еще столько же.

Но есть очень и очень бюджетный способ. Достаточно найти усилитель и колонки советского производства. Они продаются в комиссионных магазинах и по частным объявлениям. Обычно косметическое состояние такой техники, несмотря на двадцати-тридцатилетний возраст, является весьма приличным: в свое время она была дефицитной и стоила дорого (комплект из усилителя и двух колонок запросто тянул на полугодовую зарплату, а на «черном рынке» спекулянты легко накручивали ее в 2-3 раза), а значит, хозяева старались ее беречь.

Конструктивно такая аппаратура соответствует своей немалой стоимости: по качеству и точности передачи звука «высшая группа сложности», она же, по советским стандартам, «класс 0», превосходит требования к тому, что мы сегодня называем системами уровня Hi-Fi и немного не дотягивает до Hi-End. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в технический паспорт любого из этих устройств и посмотреть на заявленные характеристики, сравнив их с таковыми и современных устройств, и посмотрев, сколько же стоят аналоги.

Читайте также:  Champagne-терраса отеля Mamaison All-Suites Spa Hotel в Москве готова к приему гостей

К счастью для покупателя, большинство продавцов такой техники не понимают ее истинной ценности и считают ее старым дедушкиным хламом, занимающим много места. Поэтому приобрести комплект можно по символической цене в пару тысяч рублей, а если очень повезет, то и вовсе за самовывоз.

В общем, на первый взгляд – одни достоинства, ведь вы получаете хорошую вещь практически даром. Но есть и недостатки – настоящие и мнимые. К последним, например, относится то, что все подобные системы имеют конфигурацию «2.0» — то есть, «домашнего кинотеатра» с их использованием не построить, разве что вы приобретете несколько стереофонических комплектов. Впрочем, важно понимать, что смысл собирать домашний кинотеатр есть только в том случае, если вы можете выделить под него отдельную комнату, в которой диван будет стоять посередине, а тыловые колонки сзади него, а не по бокам, как это любят делать те, у кого диван стоит возле стены. В этом случае квадроэффект практически полностью отсутствует, поэтому 99% людей достаточно стереосистемы (а музыка вся записывается в стерео, если кто не в курсе).

Еще один не очень серьезный недостаток – это «несовременный дизайн». Во-первых, при желании легко оформить устройства по-своему, компьютерный моддинг применим и здесь. Во-вторых, дизайн большинства устройств – скорее, классический, и всегда органично вписывается в любой интерьер, особенно если к колонкам прикрепить рамки с тканью.

Более серьезный недостаток – это отсутствие пультов дистанционного управления, привычных по современной технике. Конечно, усилителю пульт не особенно нужен, но регулировать громкость, не вставая с дивана, все же приятно.

И, наконец, самый главный недостаток: при отличном внешнем виде техническое состояние усилителя и акустики могут быть весьма плачевными. В первую очередь из-за возраста. Дело в том, что со временем электронные компоненты теряют свои свойства. Например, высыхает электролит в электролитических конденсаторах, из-за чего их параметры изменяются и звучать аппаратура начинает исключительно скверно. Разбалтываются разъемы, у акустических систем рассыхаются швы корпусов. Трескаются бумажные мембраны динамиков.

Читайте также:  Koja: The Body Shop – Earth Lovers

Звучать система все равно будет лучше 1000-рублевых «хрюкалок», однако для ее доведения до ума потребуется некоторое приложение рук. Так, конденсаторы следует заменить на аналогичные по параметрам, но новые, полезно заменить и разъемы, а также внутренние провода. Корпуса колонок следует промазать изнутри по швам герметичной мастикой, а вот испорченные динамики починить, увы, нельзя – можно только заменить их. Чаще всего рвутся от перегрузки подвесы низкочастотных динамиков, их можно заменить даже на более мощные, подходящие по размеру, правда, в этом случае «хайфайность» сразу же исчезнет – конструкция корпуса акустической системы рассчитана на определенную модель динамика. Впрочем, в любом случае звук будет громким и четким, и если не особенно всерьез воспринимать высказывания: «25АС-027 контрабас выдают хорошо, а вот литавры никуда не годятся», а важно, «чтоб качало», то можно не слишком заморачиваться с переделками.

Если есть место в комнате – то, конечно, легендарные Radiotehnika S90, они же 35АС-012. 30-килограммовые колонки выпускались с 1975 года и были очень популярными в нашей стране. Номинальная мощность акустики – 35 Вт, а предельно допустимая – 90 Вт на канал, что при использовании соответствующего усилителя позволяет им играть очень громко. Помнится, двумя такими колонками мы озвучивали дискотеку в актовом зале родного университета, правда, при постоянной работе на пиковых мощностях очень быстро выходили из строя динамики, в первую очередь низкочастотные, которые превращались в «расходный материал». Приходилось ездить на радиорынок за новыми. Дизайн у S90 – очень старомодный, однако найти их в продаже очень легко, и цена не будет высокой.

«Амфитон» или «Электроника» 25АС-027 выпускались с 1987 года и выглядят вполне актуально. Эти колонки особенно ценятся аудиофилами за сочный сбалансированный звук при достаточно компактных размерах, поэтому их найти гораздо сложнее. Особенностью этой акустики является использование плоских изодинамических излучателей, которые даже сегодня считаются суперсовременными и стоят больших денег. В 25АС-027 плоские излучатели используются для передачи высоких частот, поэтому звук получается «чистым» и «свежим», правда, диаграмма направленности у них очень узкая, и для правильных ощущений нужно ставить колонки на подставки и сидеть строго напротив.

Читайте также:  Дверная ручка в форме стеклянного шара

Усилитель «Корвет 50У-068», впервые увидевший свет в 1986 году – одна из наиболее современных моделей с точки зрения дизайна. Она оснащена кнопочным селектором входов со светодиодной индикацией, удобной ручкой регулировки громкости и винтовыми разъемами для подключения проводов к колонкам. Правда, этот усилитель имеет явную склонность к перегреву при долгой работе на высокой мощности, что приводит к срабатыванию тепловой защиты. Поэтому есть смысл установить внутрь корпуса пару обычных компьютерных вентиляторов.

«Бриг-001» — очень красивый усилитель с «теплым ламповым звуком». Модель в процессе выпуска претерпела несколько изменений конструкции; наиболее интересными являются устройства первых выпусков – конца 70-х и начала 80-х годов. Те усилители были полностью транзисторными, а более поздние модификации использовали в некоторых узлах микросхемы, которые в советской технике никогда не отличались качеством и надежностью. «Бриг» найти в продаже – большая удача, но оно того стоит.

И, наконец, весьма годной является связка из предварительного усилителя «Эстония УП-010» и усилителя мощности «Эстония УМ-010». Она занимает вдвое больше места, однако по качеству звука считается едва ли не аудиофильским вариантом класса Hi-End. Видимо, определенную роль здесь играет идеология – мол, два устройства должны работать лучше, чем одно интегрированное – да и выглядят эти модели минималистично и солидно. Правда, настоящие фанаты используют из этой связки только усилитель мощности, считая предварительный усилитель весьма посредственным.

Источник: mnovosti.ru