Дизайнер мужской одежды Леонид Алексеев фото Артема Голощапова для Forbes Life
Дизайнер Леонид Алексеев два года занимался имиджем Российской армии и стал первым в отечественной истории арт-директором Министерства обороны
Леонид Алексеев, мужской дизайнер с английским модным образованием, практически не общался с прессой. Лишь однажды выйдя на публику, показал мужскую милитаризированную коллекцию для обновленных магазинов Военторга. Этим летом он покинул свой пост.
Л. А.: Как вы знаете, с приходом нового министра обороны в армию пришла новая энергетика, которая изменила все целиком.
Л. А.: Да. И один из проектов, который он придумал для популяризации армии, естественно, привлечение дизайна в Вооруженные силы.
Л. А.: Время изменилось, но армия, как институт очень консервативный, долгое время отказывалась от рекламы, от продвижения, от брендинга. И было решено начать это делать. Почти два года назад было принято решение создать внутреннее дизайн-бюро для армии России, которое бы занималось именно развитием самого бренда армии. Такая странная двойственная ситуация: с одной стороны, есть бренд армии, у которого есть своя миссия, своя платформа, который занимается разработкой и реализацией сувенирной продукции, одежды и каких-то еще параллельных историй. А есть еще сама армия, у которой свои мероприятия и различные внутренние истории, которые также нуждаются в брендировании или просто в создании, например, интерьеров.
Что это за мероприятия, что за интерьеры для Российской армии, которые нуждаются во внедрении дизайнерского подхода?
Л. А.: Сейчас наше самое большое достижение, наверное, — это Международные армейские игры. Они начались 1 августа. Это международные учения, которые приведены к формату практически Олимпийских игр, где есть дисциплины и в каждой дисциплине выступают команды со всего мира и соревнуются на танках, БТР, кораблях. И у всего этого есть единый стиль, красота, есть логотипы, есть различные буклеты, есть рекламные ролики, есть сувенирная продукция и даже форма.
Л. А.: В армии активно развивается торгово-бытовое обслуживание.
В военных частях появились различные вендинговые автоматы, через которые можно купить шоколадку, появились кофемашины. Появились в военных частях, даже удаленных, магазины типа «Пятерочка», где можно купить нормальные товары.
Идет активная работа по постройке таких мест, как чайные. Там военные-срочники могут попить чай, купить предметы личной гигиены или продукты питания. Мы разрабатывали интерьеры, концепции и все это активно внедряли. Ну и есть собственно бренд одежды «Армия России», которую можно лицезреть на Тверской в Москве или в Петербурге.
Все это выглядит идиллически, но это же очень необычная история. Она необычная, уже начиная с фигуры министра Шойгу, про которого вы говорите, что он инициировал создание дизайн-бюро в Минобороны.
Л. А.: Для вас будет большим открытием, что Шойгу, кстати, является человеком очень прогрессивных взглядов и прогрессивного вкуса.
Л. А.: Это образ, потому что каждый человек, мне кажется, должен выполнить свой долг перед Родиной там, где он наиболее полезен. Я был более полезен в Военторге.
Но Российская армия — тяжеловесная структура, и проблемы с дизайном — последнее, что должно ее волновать. Сейчас все так непросто, что кажется, ну черт с ним, с дизайном и внешним имиджем армии. Вы сами согласны с тем, что надо менять образ армии?
Л. А.: Конечно, хотелось бы его видеть таким, каким он был до революции. Тогда понятие офицерства было. Сейчас мы говорим: «Это интеллигентный человек», а раньше говорили: «Этот человек — офицер». Фраза означала, что это однозначно тот, на кого нужно равняться. В советское время также образ военного был достаточно популярен. Это были люди, у которых есть цель в жизни, есть стабильный доход. И мне бы хотелось, чтобы это продолжалось дальше, потому что
Россия всегда была немножко милитаристской державой, нам всегда нравились и военные, и все, что связано с военными.
И даже во время разоружения женщин тянуло к мужчинам в военной форме. И сейчас хочется, чтобы появился некий позитивный вектор.
Л. А.: Я занимался той частью, которая отвечала за внешний вид. Первое, что мы стали делать, — работать над сувенирной продукцией, мы сделали новый логотип армии.
Л. А.: Армия во всем мире является одним из столпов национальной идентификации. В Англии парни в шапках, в Америке — другая история. У нас тоже есть большой спрос на армию, на ее образ и на связанные с ней символы, артефакты. Но хорошая армия невозможна без побед. И, безусловно, крымская кампания была достижением нашей армии и одним из способов ее продвижения, популяризации.
Источник: