ВЕДОМОСТИ.ПЯТНИЦА — ПЯТНИЦА

Скандинавский дизайн вошел в моду более полувека назад, но за прошедшее время его базовые принципы не изменились. Экономия ресурсов, умеренные цены, функциональность, а также парадоксальное сочетание простоты с изобретательностью — с каждым годом это становится все актуальнее не только для скандинавов, но и для всех европейцев.

Посуда на столе — из использованного картона, подсвечники — из старых стаканов, стены — из разноцветных стульев, шкафы — из ненужных чемоданов, лампы — из алюминиевых ложек. Этот первый проект — гостиную, целиком сделанную из старья, — финская группа Trash Design показала на выставке Habitare в Хельсинки в сентябре 2011 года.«Ремонт — это не что иное, как способ вторичной переработки, и в дальнейшем к такому подходу придут все, — убеждены Хенрик Энбом и Иза Куккапуро из Trash Design. — Старую вещь можно переделать, превратить во что-то другое, придумать для нее новую функцию». Так, по просьбе Университета прикладных наук Новиа Trash Design обновили пластиковые стулья в аудиториях, соорудив для каждого наклейку из старых джинсов. На прошедшей в феврале мебельной выставке в Стокгольме дуэт представил интерьер«мобильного мусорного офиса». Вся мебель в нем была сделана из поддонов и рам от них. Для следующей выставки Habitare, которая пройдет в сентябре, они готовят проект интерьера отеля.

За выпуск предметов из вторсырья берутся и крупные компании. Так, фирма Hay недавно запустила в производство текстильные стулья из материала Nobody по дизайну дуэта Komplot. Этот материал получают из старых пластиковых бутылок с помощью термальной обработки и формовки.

В феврале 2012 года в магазинах датского производителя Fritz Hansen появилось переиздание придуманного еще в 1955 году стула Series 7™, при изготовлении которого, так же как 57 лет назад, используется цельный кусок сформованного под давлением ламинированного шпона(технология была подсмотрена у производителей пропеллеров). Модель 1955 года была спроектирована дизайнером Арне Якобсеном только в черном и белом цветах, а теперь покупатели могут выбрать ее в одном из девяти новых тонов.«Стул от Fritz Hansen популярен у покупателей, — говорит Андрей Самонаев, руководитель магазина DesignBoom. — Недавно группа строительных компаний сделала запрос на большую партию». На сайте магазина розовый, голубой или оранжевый стул можно купить за 26 тысяч рублей.

Читайте также:  Интерьер магазина подарков

Переиздание канонических объектов — стратегический ход для многих скандинавских фирм. На осень 2012 года датская Gubi запланировала презентацию четырех столов с разными комбинациями из тумбочек и ящиков, которые в 1952 году придумала Грета Гроссман. Ее мебель часто делалась на заказ или ограниченным тиражом, поэтому сегодня найти оригинальные предметы очень трудно. Почему бы их не перевыпустить? В прошлом году фирма уже представила три реплики ламп Гроссман — напольную и настольную«Кобру», а также«Кузнечика» на треноге.«Мы стараемся расширять коллекцию не только за счет инвестиций в новых дизайнеров, но и с помощью переиздания классических вещей», — говорит Миркку Куллберг, управляющий директор Artek, фирмы, которая перевыпустила в этом году коллекцию объектов финского дизайнера Тапио Вирккала.

Компания Hay в этом году стала лауреатом датской премии Bo Bedre за лучший проект по перевыпуску дизайнерской классики. Она представила коллекцию предметов, придуманных несколько десятилетий назад для FDB, датской кооперативной организации. Перейдя на промышленное производство, FDB одной из первых сделала дизайнерские предметы, доступные простым покупателям, а теперь этой же целью задались и в Hay. Коллекция состоит из реплик четырех стульев по проектам Поуля  М. Вольтера, Йёргена Бекмарка и Фольке Палссона, а также стола Бекмарка. По словам совладельца фирмы Рольфа Хэя, невысокая стоимость предметов датского дизайна позволяет ему выживать даже в экономически трудные времена. Один из переизданных стульев можно купить за 13 400 рублей в московском шоуруме Archive.

В том же Archive продаются не только реплики, но и винтажные вещи: чугунные подсвечники, стеклянные вазы или постеры — например, оригинальный плакат«Мороженое» 1983 года(12 000 руб.), который был нарисован Стивеном Фрикхольмом, дизайнером мебельной компании Herman Miller, для корпоративного пикника. Некоторые постеры из этой серии с изображениями кусков торта и фруктов находятся в коллекции MoMA. По словам Михаила Киселева, директора шоурума Archive, спрос на винтаж растет, хотя до истинного«бума» еще далеко, поскольку традиция покупать и использовать в интерьере старые вещи, если речь не идет об антиквариате, у нас еще не прижилась.

Читайте также:  Army Guide - Quantum Stealth: Невидимость для военных становится реальностью

Рост интереса к подержанной мебели отметили и в российском отделении финской компании Martela Group. В прошлом году Martela открыла в Хельсинки дизайнерский аутлет-центр, куда сдают старые вещи индивидуальные покупатели и корпоративные клиенты, закупавшие мебель для офисов.«Предметы мебели из аутлет-центра продаются в основном в частные руки, — рассказывает вице-президент Martela Group Вели-Матти Саво, — но нередко в приобретении недорогой и качественной мебели для своих стартапов заинтересованы и начинающие предприниматели». Исполнительный директор Martela Елена Аралова считает, что и в Москве такая услуга вскоре будет востребована, поскольку рынка для реализации огромного количества подержанной мебели практически нет.«Наш аутлет — не маркетинговый шаг, а вполне прибыльный бизнес, — говорит она. — Может быть, не столь масштабный, как продажа новой мебели, но тем не менее доход вполне ощутим».

Закономерно, что именно в Северной Европе около десяти лет назад зародилось движение Slow Fashion, медленная мода.«Это реакция на монополизм Fast Fashion, то есть на моду массового спроса, когда производство одежды поставлено на поток, — объясняет Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса. — Приверженцы Slow Fashion — это ответственные потребители, которые анализируют рынок, ищут интересные вещи, экономят на покупке и гордятся такой моделью поведения. Таких пока немного, не более 15 процентов».

Термин«медленная мода» ввела в обиход родившаяся в Дании и живущая в Швеции Ригетта Клинт:«В 2000 году у меня был небольшой магазин одежды, — рассказала она“Пятнице”, — и я придумала для него девиз: Slow Fashion Now and Forever». В 2008 году Клинт открыла виртуальный универсам Slowfashion-house, где можно купить все — от зубной щетки и скатерти до одежды и шоколада. Эти вещи сделаны вручную, из натуральных материалов: кресла — из ротанга, щетка для чистки кухни — из волокна мексиканской агавы, простенькие платья, которые шьют саамы на юге Швеции, — из хлопка.«Я продаю не вещи, а стиль жизни, — поясняет Клинт. — Недавно BBC провела исследование, согласно которому получилось, что в среднем англичанка надевает купленную вещь девять раз, а потом выбрасывает ее. Это же ужас! Нужно покупать меньше вещей, но более высокого качества, чтобы долго ими пользоваться. И задумываться надо не о модных тенденциях, а о том, насколько покупаемую вещь можно сочетать с другими или переделывать». Идеи Slow Fashion разделяет финский магазин Ainokainen(он предлагает серьги, украшенные вырезками из нот, или брошь из старого галстука), а также возникшая в 2011 году датская студия Muuse, где продаются шелковые кофты, декорированные в технике оригами, или одежда, на которую пошла шерсть из распущенных свитеров. Дизайнеры создают совсем небольшие коллекции, которые распродаются целиком. Основавшая Muuse Гитте Йонсдаттер считает, что главный кошмар массового производителя — необходимость как-то утилизировать некупленную одежду:«Каждый сезон нереализованные на распродажах майки уничтожаются десятками тысяч, причем стоимость утилизации уже заложена в цену вещи. Поэтому лимитированные серии — это спасение».

Читайте также:  Furniture Maker Tyler Hays on His Design Firm BDDW

Источник: http://www.vedomosti.ru