В Москве начался фестиваль кино под открытым небом Summer Times

В этом году Summer Times продлится аж до 8 сентября. Программа по сравнению с прошлым годом значительно расширилась и теперь включает восемь короткометражных программ (Summer Shorts) и 11 полнометражных фильмов. Площадкой для крупнейшего смотра короткого метра на сей раз выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Summer Times станет центральным событием в рамках проекта «Лето на Стрелке».

Народ на открытии собрался представительный. Девушки в красочных платьях и мужчины в костюмах то ли только что из офиса, то ли специально так оделись: ранг мероприятия как никак обязывает выглядеть прилично. Но никаких ковровых дорожек здесь не увидеть. Это не фестиваль в чистом виде, а смотр. Смотр фильмов, участвовавших с 2007 по 2011 год в различных международных кинофорумах. Просмотр кино на открытой площадке как-то особенно сближает зрителя. В прямом и переносном смысле. Во-первых, народу пришло так много, что пришлось выставлять еще пять рядов кресел и люди сидели плечом к плечу. А во-вторых, они совершенно не стеснялись выражать свои эмоции. И как ни странно, это не раздражало. В какой-то момент едва не пошел дождь. И даже жаль, что этого так и не произошло, это было бы воистину киноманское зрелище: сотни людей в дождевиках упоенно смотрят фильм.

Перед началом показов вступительное слово взял Алексей Лайфуров, программный директор Summer Times: «Фестиваль стал заметно масштабнее, выбор делался в пользу мультикультурности, мы попытались отобрать все самое, на наш взгляд, лучшее из разных уголков Земли». Некоторые выбранные в программу Summer Times ленты — участники сразу дюжины кинофорумов. «Лишь один фильм имеет российского дистрибьютора, мы задались целью показать именно те интересные картины, которые, возможно, нигде больше увидеть не удастся. И в этом году мы сделали сильный акцент в пользу короткого метра», — добавил г-н Лайфуров.

Читайте также:  Олимпийская деревня Новогорск: Каскад реализовано более 90% квартир

И действительно, такой большой короткометражной программы российский зритель еще не видел. Его ждут короткометражки австралийских, шведских, испанских, канадских, японских, латиноамериканских режиссеров. Но главным событием станет презентация официальной конкурсной короткометражной программы Берлинского фестиваля, в рамках которой 9 августа Summer Times посетит Майке Миа Хенне. Хенне — фотограф, кинокритик, продюсер и режиссер, но в контексте фестиваля она будет интересна прежде всего как куратор короткометражной программы Берлинале. Лайфуров намекнул, что присутствующие, у кого, возможно, имеются собственные уже готовые короткометражки, смогут пообщаться с Миа Хенне и «протиснуть» свои работы непосредственно отборщику одного из самых авторитетных мировых фестивалей. В презентации также примет участие Ольга Попова, режиссер короткометражки «В теме», получившей награду в Берлине в 2008 году. Вот такими окольными путями доходит порой российское кино до отечественного зрителя.

Фильмом-открытием Summer Times стала картина Сэма Гарбарски «Далеко по соседству» (Quartier lointain), повествующая о путешествии немолодого рисовальщика комиксов в свое не слишком счастливое детство. Это совсем новый фильм Гарбарски. Две предыдущие работы режиссера были удостоены главного приза на МКФ в Иерусалиме (2004 г.) и участия в конкурсе на лучший фильм на Берлинале (2007 г.).

Итак, художник Тома Верниаз, специализирующийся на комиксах, возвращается с книжной ярмарки, садится не в тот поезд и вместо Парижа чудом оказывается в городе своего детства. Но странности на этом не заканчиваются. Тома отправляется на могилу матери и на кладбище неожиданно падает в обморок. В себя он приходит 14-летним мальчишкой, но продолжает мыслить как взрослый сорокалетний человек. На дворе 12 июня 1967 года. Между важными словами, сказанными отцу, матери и сестре, Тома наслаждается всеми радостями отрочества: первая влюбленность, поездки на мотоцикле, прогулки с верным псом. Примечательно, что на эту семейную драму режиссера вдохновила японская манга, фильм сопровождается проникновенным музыкальным рядом из композиций группы Air.

Читайте также:  RGI International построит микрогород «В лесу»

Идея перемещения героя в рамках своего тела не нова. Похожие сюжеты присутствуют в кинематографии разных стран. Но особенно любит эксплуатировать эту тему Голливуд. Герой, будучи несчастным в своей нынешней физической оболочке, чудом становится молодым (как в комедии «Папе снова 17» Берра Стирса) или, наоборот, превращается из мальчика в мужчину (как это делает герой Тома Хэнкса в фильме «Большой» Пенни Маршалла). Но в отличие от американских вариаций Тома Верниаз не чувствует облегчения от того, что сделал все возможное для реконструкции прошлого. Прошлое нельзя изменить. Можно лишь вынести из него урок.

По завершении показа по рядам прокатилась синхронная волна оваций. Некоторые фильмы будут продемонстрированы несколько раз, так что увеличивается шанс посмотреть действительно интересное кино. В рамках фестиваля покажут и фильмы уже хорошо известных российскому зрителю режиссеров — Брюно Дюмона, Спайка Джонса и Пак Чхан Ука.

Источник: www.rbcdaily.ru