Теория цвета для дизайнеров, часть 3: Создаем собственную цветовую схему

В предыдущих 2-х частях этой статьи по поводу теории цвета мы рассказали Вам о значении каждого цвета и о терминологии в сфере цветов. Хотя это и очень важная информация, мы все же думаем, что большинство читателей уже задаются вопросом, когда же мы уже начнем обсуждать непосредственно сам процесс разработки собственных цветовых схем.

Ну что же, это случится как раз в этой статье! Сегодня мы расскажем о различных способах разработки собственных цветовых схем с нуля. Мы охватим как традиционные модели цветовых схем (монохромные, схожие, комплементарные и так далее), так и процесс создания собственных цветовых схем, которые не схожи с традиционными. К концу этой статьи у Вас уже будут навыки и необходимые для создания собственных схем инструменты, которые Вы сможете применять при разработке собственных проектов. Наилучшим способом выработки навыков считается практика. Так почему бы не задаться целью создания новой цветовой схемы каждый новый день?

Давайте начнем с небольшого обзора того, что мы изучали в 1-й и 2-й частях этой статьи. В первой части мы говорили о свойствах и значениях каждого цвета, которые могут отличаться в зависимости от страны или культуры. Влияние этих значений значительно отличается в зависимости от различной аудитории, даже если это незаметно поначалу. Цвета, которые Вы выбираете, могут как положительно, так и отрицательно влиять на специфику и узнаваемость бренда, который Вы продвигаете.

Во второй части вы охватили терминологию цветов: Оттенок (Hue) – (синий, зеленый, красный и так далее); Цветность (Chroma) – уровень цветности (уровень содержания примесей); Насыщенность (Saturation) – уровень отображения оттенка по соотношению слабый/сильный; Значение (Value) – уровень яркости цвета; Тональность (Tones) – уровень содержания серого оттенка в цветах; Тени (Shades) – уровень содержания черного оттенка в цветах; Подцветка (осветления / Tints) – уровень содержания белого оттенка в цветах. Это очень важные пункты, которые нужно знать для того, чтобы успешно двигаться дальше и дойти до процесса создания собственных цветовых схем.

Существует несколько устоявшихся цветовых стандартов, с помощью которых гораздо легче можно разрабатывать новые схемы. Особенно это облегчает процесс новичкам. Ниже приведены традиционные схемы с несколькими примерами.

Основа – цветовое «колесо» поделенное на 12 долей. Это очень важный элемент при создании цветовых схем.

Монохромные цветовые схемы собраны из разных тонов, теней и осветлений, придерживаясь определенного оттенка. Обычно это самые простые в создании схемы, так как они собираются из одного и того же цвета, что держит новичков в стороне от получения ужасной несоответствующей схемы в последствии (но все же встречаются умельцы).

Приведены три примера монохромной цветовой схемы. Из таких схем, первый цвет, по большей части, будет использоваться для заголовков. Второй для окраски текста документа или же для фонового цвета. А третий чаще всего используется как цвет фона (иногда как цвет текста документа, если цвет под номером 2 уже используется в качестве фонового). И последние два цвета обычно используются для создания нечто вроде эффектов и акцентов.

Схожие цветовые схемы следующие по сложности реализации. Схожие схемы собираются из трех последовательных цветов, расположенных на 12-дольной окружности, о которой мы говорили ранее. По сути, схожие цветовые схемы все имеют один и тот же уровень цветности, но с использованием тональностей, теней и осветлений, мы можем внести немного интересности в эти схемы и приспособить их под собственные нужны в процессе разработки дизайна.

Читайте также:  О цене высоких идеалов

Это традиционная схожая цветовая схема. Хотя она выглядит очень привлекательно, в ней все же недостаточно цветового контраста, требуемого для реализации эффективного дизайна сайта.

Здесь мы видим схему с такими же оттенками, как и в предыдущем примере, но с повышенным уровнем цветности, что привносит немного разнообразия. Теперь она больше подходит для разработки веб-сайта.

Еще один пример схожей цветовой схемы.

И опять же, предыдущая схема, только модифицированная и адаптированная под разработку веб-сайта.

Комплементарные схемы создаются посредством комбинирования цветов с противоположных сторон цветовой окружности. В своей самой основной форме, схемы состоят всего и 2 цветов, но очень просто могут быть расширены за счет добавления тональностей, осветлений и теней. Стоит заранее предупредить, что если применять цвета, расположенные конкретно на противоположных сторонах, но с одним уровнем цветности или/и уровнем яркости, то можно получить очень непривлекательный и даже отпугивающий результат. Лучше избегать этого (или оставлять простой белый фон между этими цветами, или добавлять между ними еще один переходный цвет).

Широкий спектр осветлений, теней и тональностей делает данную схему очень универсальной.

Еще одна комплементарная схема с широким диапазоном уровней цветности.

И не забывайте, что бежевый и коричневый – это на самом деле затемненный или осветленный оранжевый цвет.

Раздельные комплементарные схемы почти также просты, как и комплементарные схемы. Но в данном случае, вместо того чтобы брать противоположные цвета, Вы используете оттенки с той же стороны цвета, на которой находится основной цвет.

Схема, в которой желто-зеленый является основным цветом. Важно добиться достаточного различия в уровнях и значениях между цветами, которые Вы выбрали для этого типа схемы.

Еще одна палитра с широким диапазоном уровней цвета.

Триадные цветовые схемы создаются из цветов, равномерно расположенных на 12-дольной окружности цветов. Она является одной из самых разнообразных.

Используя более бледный или темный вариант цвета в триадной схеме, вместе с двумя тенями/осветлениями/тональностями двух других цветов, можно добиться отдельного цвета, который будет играть роль нейтрального цвета в схеме.

И наоборот, используя один очень яркий оттенок с парой приглушенных других оттенков, можно добиться отдельного яркого оттенка, который будет сильно выделяться.

Четверная цветовая схема считается одной из самых сложных цветовых схем относительно грамотного применения.

Слегка невыразительная четверная цветовая схема. Наилучшим способом применения подобной схемы считается использование одного цвета в роли основного, и все остальные для расстановки акцентов.

Четверные цветовые схемы могут отлично подойти для создания цветовых схем со схожими уровнями цветности и значений. Просто добавьте нейтральный (например, темно-серый или черный) цвет к тексту и акцентам.

Собственные цветовые схемы являются наиболее сложными относительно создания. В отличие от заготовок, о которых говорилось выше, собственные схемы не основаны на каких-либо формальных правилах. При создании такого типа цветовых схем, не забывайте про уровни цветности, значения и насыщенность.

Цвета, используемые на этом примере, имеют схожий уровень цветности и насыщенности.

Опять, используются цвета со схожим уровнем цветности и насыщенности. Такой метод очень эффективен и создает чувство сплоченности внутри цветовой схемы.

Читайте также:  Ванна металлическая ROCA MALIBU (РОКА МАЛИБУ) 1,7* 75, прикупить ванную комнату РОКА МАЛИБУ в Киеве

Используя один цвет с высоким уровнем цветности вместе с остальными с более низким уровнем – это еще один эффективный метод (цвета с более высоким уровнем цветности могут служить акцентами).

Процесс создания собственной цветовой схемы может показаться немного пугающим. Но на самом деле, все не так сложно, как многие думают. И существует несколько хитрых способов, которыми Вы можете воспользоваться для создания отличных цветовых схем прямо с нуля.

Мы уже обсудили много различных цветовых схем выше. Теперь, давайте же попробуем наконец-то создать собственную. Есть множество различных инструментов в он-лайн, с помощью которых Вы сможете собрать собственную цветовую схему. Но давайте, пока что, про них забудем, и просто воспользуемся программой Photoshop.

Давайте попробуем отдалиться от схем, указанных выше, и создадим несколько собственных. Хотя и важно знать соответствия цветов относительно друг друга, все равно большая часть Ваших проектов будет построена на цветовых схемах, которые не особо подчиняются каким-либо правилам или моделям.

Итак, здесь нам понадобится создать по три разных цветовых схемы для двух разных веб-сайтов. Наши гипотетические клиенты – это современный архитектурный бог и магазин высококачественной женской одежды и украшений в Викторианском стиле.

Начнем с основной монохромной схемы для того, чтобы почувствовать каждый вариант. Хотя мы и заявили, что традиционные цветовые схемы редко используются в проектах, монохромную схему можно считать исключением из правил. Вы очень скоро заметите, что очень часто приходится пользоваться монохромной цветовой схемой.

Для нашего магазина украшений мы используем традиционную монохромную схему с белым цветом в роли нейтрального.

Для блога мы используем цветовую схему с тенями и осветленными вариациями серого цвета.

Это почти что схожая схема, но мы оставили всего один цвет. Она сделана из теней фиолетового и красно-фиолетового цвета. Эти два цвета идут друг за другом на окружности цветов, и отлично сочетаются вместе, особенно если применять их с разными уровнями насыщенности и значения.

Добавляя несколько теней красного цвета в серую цветовую схему, мы добавляем достаточный уровень визуальной интересности, а также это способствует дополнительному выражению конкретных элементов в дизайне.

Итак, мы избавились от пурпурных оттенков, и перешли к бургундии. Опять же, он находится прямо за красно-фиолетовым оттенком на цветовой окружности. Мы также добавили очень тусклый желтый оттенок, который расположен на противоположной стороне относительно фиолетового. Таким образом, он служит как нейтральный цвет и похож на желтоватый белый, если его сравнивать с другими оттенками.

Хотя эта схема поначалу и выглядит как другая стандартная серая и красная палитра, если Вы присмотритесь, то заметите, что серые цвета на самом деле являются тональностями синего. Синий и красный составляют 2/3 четверной схемы, но хорошо работают только в паре, особенно если красный оставить без примесей, а синий цвет затемнить до почти серого.

Как Вы видите в цветовых схемах, представленных выше, очень необходимо в собственных схемах использовать осветления, тональности и тени. Чистые цвета имеют одинаковые значения и уровни насыщенности. Это может быть причиной того, что схема в результате получится одновременно и потрясающей и скучной.

Читайте также:  "Гватемальский орех Макадамия" - новичок от Yves Rocher. (Гель для душа "Гватемальский орех макадамия"/ Yves Rocher Les Jardins Du Monde Shower Gel "...

Когда Вы добавляете тональности, тени и осветления, Вы расширяете стандартную 12-дольную цветовую окружность до бесконечного числа цветов и оттенков, которые можно использовать в дизайне. Один из простейших способов создания профессиональной цветовой схемы – взять несколько тональностей, осветлений или теней данного цвета (избегая чистых цветов), и затем добавить другой чистый цвет (или же близкий к чистому), который расположен как минимум через три ступени на цветовой окружности (часть от триадной, четверной или раздельной комплементарной схем) в качестве акцентного цвета. Это прибавит визуальной интересности цветовой схемы, и в то же время сохранит ощущение баланса.

Нейтральные цвета – это еще одна очень важная часть в процессе создания цветовой схемы. Серый, черный, белый, коричневый и близкие к белому – это все цвета, которые считаются нейтральными. Коричневые, желто-коричневые, и приближенные к белому обычно привносят в цветовую схему некоторое ощущение тепла (так как они на самом деле являются тональностями, затемненными или осветленными оранжевого и желтого цветов). Серый цвет может придать некоторое ощущение холода, но и тепла тоже, в зависимости от цветов, которые его окружают. Черный и белый также могут выглядеть как тепло, так и холодно, в в зависимости от цветов, которые его окружают.

Черный и белый – это те нейтральные цвета, которые проще всего добавить в любую цветовую схему. Однако для того, чтобы прибавить некоторый визуальный интерес, следует добавлять светлую или темную тень серого цвета, вместо белого или черного.

Немного сложнее добавлять коричневые, желто-коричневые, или приближенные к белому цвета. Но с практикой Вы приспособитесь делать это быстро. Что касается коричневого цвета, то следует использовать очень темный, шоколадный коричневый цвет взамен черного. Бледный, приближенный к белому цвет, можно во многих случаях использовать вместо белого или светло-серого. А желто-коричневый можно использовать вместо серого (еще проще создать тональность путем добавления немного серого оттенка).

Многие дизайнеры предпочитают пользоваться фотографиями для создания цветовых схем. Существуют даже автоматизированные инструменты в сети, с помощью которых можно сделать все автоматически (одна из них – Adobe Kuler), или же Вы можете собственноручно сотворить все в программе Photoshop.

С помощью Adobe Kuler, Вы можете как просматривать и выбирать фото в сервисе Flickr, так и загружать собственные. Если Вы не можете определиться – какие цвета Вы хотите использовать в дизайне веб-сайта, то попробуйте пройтись по поиску с ключевыми словами в системе Flickr. Иногда это может помочь определиться в выборе цветовой схемы, о которой Вы даже и не думали.

Вот оригинальная цветовая схема, которую предлагает Kuler, при использовании данного изображения:

Одно из занимательных свойств сервиса Kuler – это то, что в нем есть функция «Select a Mood» (выбора настроения), при создании цветовой схемы. Вы можете выбрать Цветную, Яркую, Приглушенную, Глубокую или Темную цветовую схему. Посмотрите на результаты, полученные в разных режимах:

Источник: actualweb.ru