Техника гравюр Иверского монастырского издательства

Иаков молод и безбород. Он молится. Из его рта как бы исходят слова молитвы, написанные перевернутыми вниз буквами: так как стоит он в правой части листа, надпись, идущая от него налево, получилась бы иначе в зеркальном повороте. Слева сверху Иакову является богоматерь с младенцем. Пропорции, понятно, не соблюдены: Иаков выше деревьев леса. Заключено это все в рамку с оригинальным убором из листьев, по рисунку несколько напоминающих листву никонова герба. Мы снова сталкиваемся с вопросом — тот ли мастер делал эту рамочку (она могла бы быть и «passe-partout»), который резал герб Никона? Разница между ними во времени незначительна. Герб Никона выполнен между 1655 (перевод Кутеинского монастыря в Иверский) и 1658 годами (уход Никона). «Иаков Боровицкий» датирован 1659 г. Гравюра герба выдавалась своим ярко выраженным барочным характером. В «Богоматери» Паисий сравнительно нейтрален. Это неудачный и плохо к тому же отпечатанный лист, который ради декоративности снабдили красной рамкой из наборного орнамента. Но «Иаков» — очень интересная работа, по своей композиции созвучная тем иконам, на которых представлены святые перед каким-либо небесным явлением (от композиций Прокопия Чирина до «еретической» иконы, прославляющей протопопа Аввакума). Стилистически «Иаков» напоминает «Марию Египетскую» из киевской Триоди 1639 г. , чья фигура является едва ли не первым примером нагого тела в украинской гравюре.

Источник: desiredhomesny.com

Читайте также:  Новый надежный и функциональный термопринтер Proton DP-2205 - оптимальное по соотношению цена