Столицу Силиконовой долины в фотографиях представят в Доме Метенкова

В четверг, 22 сентября, в 18.00 в фотографическом музее «Дом Метенкова» состоится открытие фотовыставки «Столица Силиконовой долины» в рамках проекта «Екатеринбург—Сан-Хосе: глазами друг друга». Идея проекта принадлежит вице-консулу США по вопросам культуры, образования и печати Кимберли Уильямс. Проект реализован совместно с Генеральным консульством США в Екатеринбурге и при личном активном участии Генерального консула США в Екатеринбурге Майкла Рейнерта. Выставка будет работать до 16 октября.

Екатеринбург и калифорнийский Сан-Хосе стали городами-побратимами в начале 1990-х годов. Что знают жители уральской столицы о Сан-Хосе? Почти ничего. В то время как Сан-Хосе — один из главных городов мира, столица Силиконовой долины, где расположены офисы компаний, работающих в области информационных технологий. Компьютер формирует сознание современного человека, а сердце мировой виртуальной реальности расположено в Силиконовой долине. Там создается будущее планеты.

Для екатеринбургской культуры первооткрывателем Сан-Хосе стал екатеринбургский фотограф Сергей Рогожкин. На выставке представлены его работы, снятые двадцать лет назад в 1992 году. Праздничная рождественская атмосфера цветных и черно-белых снимков как будто выплескивается за рамки фотографий, овладевая музеем. Зрители будут удивлены елкой и новогодним убранством зала. Разумеется, Рождество в Америке празднуется в конце декабря, но… В Калифорнии нет зимы, нет привычного мороза, снега, это край вечно зеленых деревьев. Необычное ощущение от встречи зимы с летом соотносится с парадоксальным взглядом на человека, присущим фотографиям Рогожкина.

Большая часть выставки — это творческий результат визита в Екатеринбург профессоров фотографии из университета Сан-Хосе и ответной поездки екатеринбургских фотографов в Калифорнию. Пять авторов, каждый со своим опытом жизни, с собственным пониманием фотографии. Выставка чрезвычайно разнообразна по приемам съемки, сюжетам и героям, но при этом она не распадается на части. Между фотографиями обнаруживается преемственность идей и пересечение смыслов.

Работы подобные тем, которые представит в «Доме Метенкова» Брайен Тейлор, за последние сто лет Екатеринбург не видел. Американский фотограф создает свои произведения по технологии, открытой русским ученым Сергеем Прокудиным-Горским в самом начале XX века. Кроме цветных фотографий, отпечатанных руками с трех негативов, Брайен покажет рукотворные фотографические книги. Каждая книга открыта только одним разворотом, но невидимые для зрителя страницы — это наброски, подготовительные материалы для напечатанной на развороте фотографии. «Мои образы рождаются из сюрреалистичных и поэтичных моментов жизни в современном мире»,— пишет автор. Книги Брайена Тейлора являются метафорой истории, скрытые от глаз страницы подобны прошлому — они невидимы, но ощутимы.

Читайте также:  В "Гринвиче" тусят студенты, в "Сорри, бабушка" - ребята под 50, в "Хэвене" - гости столицы

Если Брайен для выражения своих чувств от знакомства с уральской столицей обратился к истории русской фотографии, то Денис Тарасов, напротив, в нескольких сериях, снятых под впечатлением от Сан-Хосе, много заимствует из фотографической культуры Америки. Выставку открывает серия San Jose as a Dream. Глядя с Урала, Сан-Хосе воспринимается как цветущий город в залитой солнцем Калифорнии. Работы сняты через специальный фильтр, в них нет прямых линий и четких контуров. Отталкиваясь от стилистики видовой открытки, автор создает образ нереального мира, земли обетованной, какой и воспринимают Америку.

Снимки из серии SJ Roads близки классической американской фотографии запада середины XX века — та же фантастическая атмосфера, которая возникает при использовании инфракрасного фильтра, та же меланхолия. В фотографиях доминируют пересекающиеся линии автострад, ощущение скорости, пространства и пустоты безлюдных пейзажей высокоразвитой цивилизации.

Для американской культуры дорога имеет важное символическое значение. Она подразумевает энергию движения, устремленность к мечте, сформировавшей нацию. Зал с фотографиями оформлен как карта Сан-Хосе, только улицы этой карты составлены из сотен фотографий, сделанных екатеринбургскими фотографами. Каждый из снимков — новая встреча, яркое впечатление, все вместе — фотодневник, повседневная хроника путешествия. И только со временем в процессе осмысления и дополнительной работы из тысяч кадров выкристаллизовывается настоящая фотография.

Дорога говорит об американцах как о нации иммигрантов, а ферма представляет Америку страной индивидуалистов. Работы Дениса Тарасова из серии Farm вдохновлены художественной фотографией рубежа XIX-XX веков. Ферма здесь как воплощение мифа, гармонии человека и природы, пространство, где время остановилось, и где о вечности думаешь больше, чем об истории.

В мае этого года популярным арт-объектом в Екатеринбурге стала платье-палатка и она же камера-обскура, привезенная из Сан-Хосе Робин Лессер и Адриан Пао. Однако конечной целью всего проекта являются именно фотографии, выставленные в «Доме Метенкова» — несколько больших работ под общим заглавием «Мисс Екатеринбург: платье-палатка как камера-обскура». Как же видят нашу страну американские фотографы? У России женское лицо и военная униформа. Платье-палатка снято в окружении танков, ракет, солдат и церквей. Дизайн костюма заставляет вспомнить казаков и купола православных храмов.

Читайте также:  Небольшой дом, который выглядит просторным

Образ женщины-воина вошел в русскую культуру на рубеже XIX-XX веков: девушка в кольчуге, со щитом и мечом в руках символизировала Россию и на Всемирной выставке в Париже (Каслинский павильон), и на плакатах Первой мировой войны. В советское время этот образ был канонизирован скульптурой Вучетича «Родина-Мать зовет!» на мемориале «Героям Сталинградской битвы». У нас принято гордится обширностью территории, ядерным оружием и победами в войнах. Популярно представление о том, что уважение к стране измеряется страхом, который она внушает миру. Американские фотографы, отталкиваясь от хорошо знакомого нам мифа, иначе расставляют акценты: не Мать, а Мисс, вместо меча и победного клича подзорная труба, что символизирует интерес нового поколения к другим странам и культурам.

Студенка ЕАСИ Софья Насырова поехала в Калифорнию с целью изучить и сфотографировать современное искусство в Сан-Хосе. Эпиграфом к фотографиям Софьи стали слова, увековеченные на пьедестале Статуи Свободы: «… я поднимаю свой факел пред золотыми вратами», — в них надежды иммигрантов о прекрасном будущем в Новом Свете. На протяжении столетий эта мечта влекла в Америку миллионы людей со всех концов земли, укрепляла дух и силы первых переселенцев, под ее обаянием проходила колонизация Дикого Запада. Крайняя точка в продвижении на запад — Калифорния. Где, как не здесь, задаться вопросом: «Что такое Америка»? Через произведения современного американского искусства Софья искала ответ на этот вопрос.

Военная мощь государства определяет самосознание американцев не в меньшей степени, чем русских. Но в отличии от России, американцы больше боятся скрытой угрозы, внутреннего врага. Так было во времена холодной войны, не многое изменилось и сегодня. Голливуд в сериале о Джеймсе Бонде и в других фильмах создал галерею нелепых советских шпионов. Серия Дениса Тарасова Spy’s collection подсказана стереотипами массовой культуры. Военная база в Калифорнии снята из-за угла, фотограф подсматривал за ней, спрятавшись в трубе, подглядывал сквозь порванную сетку забора. Взгляд фотографа стал взглядом шпиона, вышедшего из дешевого боевика, или игрока из компьютерных «стрелялок». Оформление зала погружает зрителя в виртуальное пространство игры.

Читайте также:  Особенности выбора мебели для кухни

Отдельный зал на выставке посвящен портретам людей, живущих в России и Америке. Ветераны на фотографиях Адриан Пао вызывают в равной мере уважение и жалость — форма и ордена лишь напоминание об ушедшем здоровье, победители в войне терпят неизбежное поражение в поединке со временем. Вглядываясь в лица и облик людей, мы видим собирательный портрет поколения, со всей его сегодняшней нищетой. Американцы на портретах Дениса Тарасова люди намного более благополучные, уверенные в будущем настолько, насколько можно быть счастливым в Сан-Хосе — богатом, уютном, немного скучном городе воплощенной мечты среднего класса.

В новом тысячелетии мир становится глобальным, не в последнюю очередь благодаря компаниям из Силиконовой долины. Интернет формирует единое информационное пространство, а это значит, что неизбежно все более тесное сближение народов, формирование единой культуры и идентичности. Видению Екатеринбурга и Сан-Хосе через возможности Интернета посвящен один из разделов выставки. Прямая фотофиксация зданий, сервисы street view и бытовая фотография из социальных сетей противопоставлены художественной репрезентации города, страны, времени и культуры в произведениях авторов выставки.

Источник: www.justmedia.ru