RDT-INFO.RU: Отечественных мультперсонажей гораздо труднее вместить в понятие «бренда»

Союзмультфильм», отмечающий в пятницу свое 75-летие, никогда больше не вернется к прежнему размаху, убеждены все, кто имеет отношение к анимации в России. Сегодня студия, некогда славившаяся как одна из крупнейших в Европе, переживает непростые времена. Основными проблемами считают недостаточное финансирование, нехватку молодых кадров и непосильную конкуренцию на анимационном рынке.

Накануне юбилея «Союзмультфильма» несколько авторов знаменитых «советских» мультфильмов обратились с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину. О былой славе студии авторы напомнили фразой: «Папа Римский Иоанн Павел II говорил, что, если хотите воспитывать своих детей в духе гуманизма, показывайте им советские мультфильмы».

«В студии могильная тишина, иногда появляются съемочные киногруппы, которым начальство сдает некие площади», — отмечают авторы. И, по их оценкам, для спасения «Союзмультфильма» требуется невозвратное финансирование в объеме 250-300 млн рублей в течение восьми лет.

«В 2003 году студию разделили на две организации: творческо-производственное объединение «Союзмультфильм» и Фильмофонд, который ведает всей коллекцией фильмов студии. И пользуется ею своеобразно, поскольку считает хозяином этой коллекции себя, а не киностудию, в стенах которой создавались фильмы конкретными творцами, — жалуются авторы письма. — Какая выручка, какие финансы, куда идет прибыль от использования коллекции «Союзмультфильма» — известно ограниченному количеству деятелей Фильмофонда».

При этом, по большому счету, необходимые деньги «Союзмультфильм» мог бы заработать и сам. В одном из релизов говорится, что в 2010 году прибыль Фильмофонда составила 20 млн рублей при общей выручке 180 млн рублей — при том, что фонд «является исключительным правообладателем данной анимационной коллекции во всех странах мира». «Использование мультипликационных фильмов, как в целом, так и отдельных частей этих фильмов (фрагменты, персонажи, фонограммы и т.д.) третьими лицами возможно только на основе соответствующих договоров, заключенных с ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» или уполномоченными им дистрибуторами», — подчеркивается на сайте организации. То есть вопрос с деньгами — сугубо организационный.

Читайте также:  Открылась новая версия Tranio.Ru

Другое дело, что в получении прибыли ветераны мультипликации могли бы быть гораздо расторопней. Хотя бы потому, что мультфильмы сейчас востребованы зрителями. По данным Movie Research, сборы анимационных фильмов в российском кинопрокате выросли за год на 66,8% — с 3,62 млрд рублей в 2009-м до 6,03 млрд рублей в 2010-м. Для справки: мультфильм кинокомпании СТВ Сергея Сельянова и студии «Мельница» «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (2007 год) собрал в прокате 238 млн рублей, «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010 год) — 564 млн рублей. Не стоит сбрасывать со счетов и возможности заработка на рекламном рынке. «Технология производства анимационной рекламы не дороже, а иногда и дешевле съемок рекламного ролика», — отмечает продюсер студии графики и анимации «Бабич Дизайн» Валерий Бабич.

Но главное богатство — в закромах фонда. «Олимпиады, для которых Чебурашка неоднократно выбирался талисманом сборной России, конечно же, вывели его в хедлайнеры, — констатирует аналитик группы AdMonitor Елена Горланова. — Он стал не просто мультбрендом, а, я бы сказала, отчасти политическим брендом, и уже совсем не детским».

«С точки зрения известности внутри страны, пожалуй, бренды «Ну погоди» и «Чебурашка» — самые популярные. Однако Чебурашка получил большую известность за рубежом, — соглашается Бабич. — То есть, на мой взгляд, Чебурашка является более сильным и оригинальным брендом с точки зрения «попадания» в сюжет, героя и технологию».

Но пока популярность особых денег не приносит. «Если говорить о нашем рынке, то яркого применения старых мультперсонажей не видно. Исключение составляет Чебурашка, — сообщила «Росбалту» управляющий директор BBDO Branding Ольга Коновалова. — И все равно — со Шреком Чебурашке не тягаться. Чтобы хорошо продаться, надо быть в медийном пространстве, а я не помню, когда я в последний раз видела Незнайку в эфире».

Читайте также:  realtyagentcy.ru

Эксперт назвала и вторую проблему, ведущую к бедности аниматоров: отсутствие очевидных каналов продаж. «Этот процесс, в отличие от продажного Голливуда, у нас технологически не отлажен, и это может отпугивать желающих», — отметила Коновалова.

«В России пока нет как таковой индустрии создания и продвижения мультипликационных брендов, а как следствие – нет так называемой культуры потребления, — сетуют в Star Media. — Например, для западных брендов, того же Бемби или Микки Мауса, очень точно подобраны места размещения, при которых герои попадают в аудиторию и не теряют своего имиджа. Да и сами эти герои рождались в индустрии, в которой уже жила реклама. Отечественные же герои создавались как художественное кино, поэтому их гораздо труднее вместить в понятие «бренда». Трудно себе представить, например, ежика в тумане в образе популярного рекламного персонажа».

«Новые отечественные персонажи, наоборот, создаются с коммерческим потенциалом, когда их раскручивают сразу с прицелом использования бренда в сопряженных сегментах (игрушки, питание и пр.). Вспомним Смешариков и Машу и Медведя», — уточняет Коновалова.

Действительно, как пояснила директор по маркетингу группы компаний «Рики» (проект «Смешарики»)Светлана Лебедева, основной доход проекту дают не показы. Продукцию под брендом «Смешарики» сегодня выпускают более 40 компаний, открыты 12 фирменных магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Калининграде и Казани. За минувший год оборот проекта составил $200 млн. В каждом брендированом «Смешариками» товаре роялти (отчисления за бренд) составляет от 3-25% (в среднем 11%) стоимости.

Соответственно, представители проекта способны назвать наиболее приближенную к реальности цену анимационных брендов «Союзмультфильма». «Ну погоди» – регулярно в топе любимых мультфильмов, Чебурашка – абсолютный бренд, оценить возможности продаж лицензий можно только на основе покатегорийных расчетов и тщательного анализа. В среднем на старте выручка от лицензии может быть от полумиллиона долларов в год – но это при условии серьезной работы агентства», — резюмировала Лебедева.

Читайте также:  Рисуем автомобиль в Photoshop, урок Александра Суворова - Cardesign.ru - Главный ресурс о транспортном дизайне. Дизайн авто. Портфолио. Фотогалерея. Проекты. Дизайнерский форум.

«Логичнее было бы ставить вопрос об аукционных торгах со стартовой ценой, которая соотносилась бы с каким-либо лотом, носящим исторически-культурную ценность», — в свою очередь предлагает схему «раскрутки» Горланова.

Итак, если учесть, что каждая лицензия может приносить минимум полмиллиона долларов, а у «Смешариков», например, около 3 тыс. наименований лицензионной продукции (мягкие игрушки, настольные игры и пазлы, компьютерные игры; наборы для творчества, сувениры и аксессуары для детей; товары для дома, спорта и отдыха; головные уборы и обувь; детская косметика и продукты), то Чебурашка вполне способен заработать до $1,5 млрд.

И ничего зазорного в монетизации мультгероев нет. «Трудно представить себе что-то более удачное, чем мультипликационные бренды Уолта Диснея, — считает Бабич. — Вокруг них создана целая многомиллионная индустрия — каждый день они приносят огромный доход. К сожалению или к счастью, у нас еще все впереди».

Источник: rdt-info.ru