Разнообразные варианты искусства

В символике Марса черепаха отсутствует, его атрибут — волк. С ногой на черепахе один единственный раз в сохранившихся памятниках древности изображен Аполлон. С ногой на черепахе зато изображена была в античной Греции Афродита в статуе Фидия, описанной Павсанием. «Значение черепахи,— говорит скептический путешественник,— предоставляю объяснять желающим». Читатели могли получить такое объяснение у Плутарха, в трактате об Исиде и Осирисе: черепаха означала, что «девицы должны думать о защите, а жены о хозяйстве и Молчании». В Берлинском музее хранилась мраморная статуя, восходившая, по всей вероятности, к фидиевой: одетая в длинные одежды богиня наступала ногой на черепаху. Последняя часто фигурирует в греческих баснях, мифах, на монетах, в пословицах; введение черепахи в образ «Брани» неожиданно усложнило его содержание, придав ему известный восточный налет (например, в памятниках Индии божества изображаются часто стоящими на слонах и на черепахах).

Можно было бы думать, что Ушаков или его вдохновитель (кого иного легче представить в этой роли, нежели самого Симеона Полоцкого?) спутал аллегорический признак, приписав Марсу то, что принадлежало Венере. Но смысловых сопоставлений чересчур много, и прежде чем углубиться в них, надо остановиться на самой композиции титульного листа. Пара фигур, направо и налево от самого поля надписи, у колонн, на базах, в нишах, или еще как-либо, в сотнях вариантов встречается на гравированных титульных листах изданий XVI и XVII веков решительно во всех странах Европы. В русской книге разбираемый пример — первый. Методически для Ушакова характерно то, что его фигуры являются не механическими копиями, не рисунками с натуры, а образами, использующими весьма разнообразные варианты искусства. В первую очередь — книжно-графического.

Читайте также:  Число произведений искусства гравюры

Источник: desiredhomesny.com