Парад шведской мебели в стокгольмском музее

Стул Акселя Уксеншерны. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet.

Стул Акселя Уксеншерны. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet.

Люстра из покоев Дроттнингзольмского дворца. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Люстра из покоев Дроттнингзольмского дворца. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Интерьер шведской гостиной. 1918 г. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Интерьер шведской гостиной. 1918 г. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Интерьер шведской гостиной. 1939 г. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Интерьер шведской гостиной. 1939 г. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Интерьер шведской гостиной. 1958 г. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Интерьер шведской гостиной. 1958 г. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Интерьер шведской гостиной. 1976 г. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

Интерьер шведской гостиной. 1976 г. Фото: Peter Segemark, Nordiska museet

22 мая в музее открылась новая постоянная экспозиция «Дом и жилище».

Мебель и интерьеры, начиная с деревянного ларца, датированного 1562 годом, до резинового стула XXI века.

22 мая в музее открылась новая постоянная экспозиция «Дом и жилище».

Мебель и интерьеры, начиная с деревянного ларца, датированного 1562 годом, до резинового стула XXI века.

— Мы хотим показать, как интерьеры, внутренняя отделка, жилища шведов менялись со времен Ренессанса  до наших дней, — рассказывает научный сотрудник стокгольмского Музея Северных стран Анна Вомак/Anna Womack. — Посетитель музея сможет познакомиться с самыми важными вехами истории развития мебели в Швеции.

Забегая вперед скажем, что Анна Вомак утверждает: самое большое влияние на мебельные вкусы шведов оказал  шведский художник конца XIX — начала XX века Карл Ларссон. Карла Ларссона не стало в 1919 году, однако, а прорыв шведского мебельного дизайна произошел шестью годами спустя, в 1925 году, на Всемирной Парижской выставке. Для этой выставки знаменитый шведский краснодеревщик Карл Хёрвик создал одно из самых знаменитых своих произведений — позолоченный шкаф с двумя креслами. Спустя почти 90 лет, несколько недель назад, тот же шкаф отметили в качестве лучшего экспоната дизайнерской выставки PAD Paris 2014. Так, что шведская мебель прошла славный путь и продолжает идти дальше.  

Читайте также:  230 миллионов на 11 ответчиков

Вернемся, в прочем, к нашей выставке, которая есть, на самом деле, модернизация экспозиции «Шведское жилище и меблированные комнаты». От этой экспозиции осталось три элемента: изба-шестистенок, «парадная» спальня графского замка и гостиная пивовара. Эта гостиная выглядит еще и побогаче королевских покоев. Покоем, кстати, устроена и новая выставка под самой кровлей Музея Северный стран, похожего на императорский дворец.

Выставка организована хронологически.

— Эта часть выставки охватывает период с 1600 по 1720 год, — объясняет Анна Вомак.

Времена континентального мебельного низкопоклонства, можно сказать. Шведские дворяне заказывали французскую, голландскую, немецкую мебель. Предметом статуса было богато отделанное кабинетное бюро, где хранились драгоценности, экзотические ракушки и другие дорогие сердцу безделушки.

В конце того периода появляются и мягкие стулья и кресла, мимо чего устроители выставки, естественно, не прошли.

— В следующем зале — интерьер главной спальни графского замка «Ульвсунда».

Это, однако, вставка старой экспозиции, потом начинается следующий период, о котором говорит научный сотрудник музея, — это период с 1720 по 1770 год. Отказ от дорогостоящего импорта в пользу собственных, конкурентоспособных товаров.

Барокко, рококо, модерн, всё смешалось на выставке в Музее Северных страны. К услугам посетителя — электронные гиды, похожие на серебряные микрофоны. Подносишь его к черной бляшечке, такие имеются на всех, практически, стендах, выставки, нажимаешь на кнопку, и гид начинает говорить. Или играть музыку. Есть экспонаты, перед которым на табличках есть выпуклые тексты — азбукой Брайля — для слепых посетителей. Для них же и мини-копии экспонатов, чтобы можно было «увидеть» их руками.

Часть экспонатов Анна Вомак называет «символическими»:

— Например, этот стул, — мы подходим к стенду, на котором стоит элементарное, на первый взгляд, произведение мебельного искусства.  — Он изготовлен в конце первой половины XVII века и принадлежал риксканцлеру Акселю Уксеншерне (под именем Оксеншерны вошел он в русские учебники истории.- РШ). Если посмотреть поближе, то увидишь на спинке стула его инициалы и инициалы его жены, — показывает Анна Вомарк. — Мы видим, что, несмотря на то, что Уксеншерна был одним из могущественнейших людей королевства, сидел он на самом простом деревянном стуле, подложив под себя для комфорта подушечку.

Читайте также:  дизайн квартиры фото

Еще один символический — или эпохальный — экспонат выставки: шведское изобретение — кафельный камин:

— Архитектор Карл Юхан Крунстедт и генерал Фабиан Вреде получили от Государственного совета задание — год был 1767 — изобрести экономичный источник тепла для шведских жилищ. В те времена боялись исчезновения шведских лесов. Дрова надо было экономить.

В результате появился шведский камин с вертикальными дымоходами, хорошо сохранявшими тепло.

Есть в этой новой экспозиции — по времени она не ограничена — своя красная нить:

— Если протянуть нить из тех времен в наши дни или в XX век, то мы увидим, что та мода, те мебельные идеалы, появившиеся в середине XVIII века, рококо, густавианский стиль, — по-прежнему живы. Многие считают их вечными.  Простая, функциональная мода, близкая сердцу шведа.

Был, однако, один человек, который оказал решающее влияние на развитие шведского современного мебельного идеала: художник Карл Ларссон. Его альбомы о жизни в Сундборне («Наш дом», «Спадарфет, наше загородное имение») остаются крайне востребованными пособиями по оформлению шведами своих жилищ.

Простота, красота, совершенство…

Один из поздних экспонатов выставки — книжная полка «Ивар» концерна IKEA, которая стала для предприятия тем, примерно, что Corolla для Toyota. Первоначально напоминала она больше всего этажерку середины прошлого века. Потом из «иваров» стали собирать целые книжные стеллажи. Если протянуть нить еще дальше, что придет на смену этой этажерке?

— Если ли жизнь после Ivar? — повторяет мой вопрос научный сотрудник стокгольмского Музея Северных стран Анна Вомак/Anna Womack, — вопрос в том, есть ли вообще будущее  у книжной полки, как таковой…

Источник: http://sverigesradio.se