От фарцовщиков к глобальным брэндам. Как изменялась мода в Украине

Первый попавший на советские экраны «голливуд» спровоцировал в стране культ тела. Параллельно советский кинематограф выпускает в конце 80-ых «Маленькую Веру» и «Интердевочку». Кадр из фильма «Маленькая Вера».

Если вы, живя в современной Украине, открываете гардероб и по-прежнему думаете, что нечего надеть, вспомните СССР. Еще 20 лет назад быть модницей было равносильно подвигу, и для его достижения инструментами были не фэшн-блоги, бутики, глянец и web-money, а блат, портные и фарцовщики.

Голь на выдумки хитра. Эта поговорка как нельзя кстати приходится для описания того, как выкручивались любители моды в Советском Союзе.

«Покупать что-то в советских магазинах было невозможно, — вспоминает 80-ые годы киевская модница Ольга Басецкая. — Если что-то и завозили, то это было одинаковое, серое, некрасивое. Поэтому выкручивались как могли — шили сами, шили на заказ, искали фарцовщиков, покупали за бешеные деньги ткань у приезжих туристов… Иногда даже перешивали старые мамины наряды. А самый шик был — купить хорошую мужскую рубашку и перешить в женскую. У мужских ткань почему-то лучше была».

Кто умел шить и имел машинку — обшивал себя сам, кто не мог — шел в ателье, которое и в советское время и в самый первый год независимости работало не для людей, а по своему странному графику.

«Ателье работало на прием только один день в неделю, например, в субботу и могло принять, например, 50 заказов, — вспоминает Ирина Ивахнина, бывший мастер-закройщик запорожского ателье. — Люди приходили часов в пять утра, становились в очередь, записывались. Если кто-то собирался заказывать сразу 10 вещей, то на остальных оставалось всего 40 заказов. Кто не успевал, приходил в пять утра в следующую субботу, а ателье принимало часов с десяти».

Если возможности заказать пошив или сшить самому не было, шли в магазины, а там ждали серые свитера и черные юбки, которые совершенно ни на кого не садились. «Шили как на покойников, — вспоминает советские магазины начала 90-х годов модный эксперт и историк моды Зоя Звинятковская. — Советская мода обслуживала идеологию, а не человека. Конечно, были журналы, дома моды. Но то, что делалось в них — делалось для картинки и для выставок и не доходило до конечного потребителя. В чистой теории существовали красивые модели и дизайн, а в практике на фабрику приходили 500 метров страшного серого трикотажа и коричневые пуговицы. Что с ними можно было сделать?».

Читайте также:  Дом «Y House» в Японии.

Именно поэтому модная советская женщина жила только связями. Дотянувшись до какого-то фарцовщика, познакомившись с продавцом ЦУМ-а или заимев знакомых за границей, женщины начинали воплощать самые яркие модные фантазии, продиктованные журналами «Бурда» из-под полы и иностранными фильмами.

Первый попавший на советские экраны «голливуд» спровоцировал в стране культ тела. Параллельно советский кинематограф выпускает в конце 80-ых «Маленькую Веру» и «Интердевочку». «А люди всегда равнялись на экран. Так в украинской моде пришел период тела — супер-мини, прозрачные блузки, очень короткие платья в обтяжку», — вспоминает Петер Мамчич, дизайнер и преподаватель Киевского Национального Университета Технологий и Дизайна.

Десять лет спустя люди перестанут перекраивать одежду на себе и начнут перекраивать себя, делая пирсинг и татуаж, моделируя брови, губы и грудь. Но это будет гораздо позже, после шоковых 90-ых, когда люди были заняты перекраиванием своей жизни.

24 августа 1991 года Украина обрела независимость , а экс-советские модники и модницы — пустые полки. «Тогда из магазинов исчезли даже страшные серые свитера, а также ткани и нитки, — вспоминает модный критик Звинятковская. — Начался товарный голод, люди распарывали старые вещи, перешивали. И так было до тех пор, пока не появился Китай».

Дешевые товары из Поднебесной стали взрывом. Кто и почему решил массово завезти огромную партию курток-алясок, юбок-варенок, цветных лосин и заколок-пушков, неизвестно. Но украинские модники массово оделись в яркие товары ужасного качества.

Причиной их появления была не мода, а совершенно непрогнозируемые факторы, считают эксперты. Байеры, первые челноки, поехавшие за товаром «за бугор», рисковали своими деньгами, а в стране было тяжелое положение. Поэтому и везли что-то, что будет куплено наверняка, а когда первые партии были проданы — уже с уверенностью заполонили этой продукцией весь рынок, который кардинально отличался от серых советских полок.

Читайте также:  Дружу - пишу - отвечаю!

Улицы заполонила еще большая откровенность и сексуальность. Женщины с еще большим усердием облачались в яркое мини, доступные джинсы и обтягивающие топики. И, конечно же, в этот период ни одни настоящий модный мужчина уже не может обойтись без основного признака богатства — малинового пиджака.

В 1993 году на Крещатике открывается первый магазин United Colors of Benetton и, по словам модниц, много дней подряд перед ним стояли очереди как в музей — люди ходили в бутик как на экскурсию . В 1997 году стартует первая Неделя украинской моды, которая сначала называлась «Сезоны моды».

Ирина Данилевская, одна из создателей Ukrainian Fashion Week , говорит, что их группа энтузиастов просто отправила письмо организаторам Парижской Недели моды о том, что они хотят проводить подобное мероприятие в Украине.

«Честно говоря, не ожидали, что нам ответят, но диалог состоялся»,- вспоминает Данилевская. Полученные из Парижа материалы были адаптированы к особенностям украинского рынка, таким образом породив первые правила национальной недели  моды pret-a-porter».

Первая «неделя» длилась всего 3 дня и на ней было представлено 13 коллекций. Спустя полтора десятилетия, в марте 2011 года, показы уже действительно длились неделю и на подиумах были представлены 50 коллекций . Одними из первых дизайнеров, выпустившими модели на подиум «Сезонов моды», были Виктор Анисимов , Алена Ворожбит, Виктория Гресь, Лилия Пустовит, Сергей Бызов. Все они по-прежнему в модном «строю».

В середине 2000-х произошла новая модная мини-революция — мода ушла в интернет: модные блоги рассказывают о глобальных тенденциях, а веб-магазины помогают достать любую понравившуюся вещь хоть с другого материка.

«Мировые бренды уже пересматривают свои стратегии и не диктуют моду, а слушают, что говорит потребитель. А потребитель много говорит в сети, — говорит Алессандра Дайнелли, итальянский фэшн-консультант и байер.

«Интернет изменил все. Больше нет моды, больше нет ограничений, есть стиль»,- говорит она. Украинцы — не исключение. Сегодня на наших улицах можно увидеть практически то же разнообразие цветов и стилей, что и в Европе.

Читайте также:  Уникальный дизайн Галины Волковой

Но разница все же есть. Украинцы покупают европейские и мировые бренды, но тенденции наоборот практически нет. Эксперты считают, что Украина опоздала с созданием собственной индустрии, не смотря на рост популярности недели моды и отдельный коммерческий успех таких дизайнеров, как Лилия Пустовит или Андре Тан.

«Вот вы где одеваетесь? В “Zara”, “Mango”! По интернету вещи заказываете? Тогда о чем можно говорить? — комментирует ситуацию Звинятковская. — У Лили Пустовит юбка стоит 2700 грн, до 2005 года я сама покупала эту одежду. А теперь, когда на рынок Украины вышли глобальные сети с хорошим качеством и по нормальным ценам, нет смысла тратить такие деньги на летнюю, заметьте, юбку».

Ту же ситуацию видит и байер Дайнелли, считая, что люди все меньше готовы платить большие деньги за имя и больше интересуются глобальными брендами.

В Украине подобных игроков масс-рынка нет, а дизайнеры шьют лимитировано и за большие деньги. В то же время, все больше и больше мировых сетей захватывают внимание и кошельки модников — в начале июля в Киеве открылся магазин американский брэнд Gap, а в скором будущем обещают заход на рынок популярной шведской сети H&M.

“Для того, чтобы понять, что происходит с украинской модой сегодня, просто спросите себя- где я в последний раз покупала вещи и есть ли у меня юбки-платья от украинских дизайнеров, — подытоживает Звинятковская. — Спросили? Какие крупные сети вы сами себе назвали? Это и есть будущее нашей украинской моды».

Источник: www.kyivpost.ua