Освещение магазина джинсовой одежды

Если при проектировании освещения продуктового магазина или супермаркета задача является более-менее простой и «линейной», то при проектировании освещения магазина одежды задача становится намного более сложной, требующей от проектировщика более изобретательного и вдумчивого подхода. Разница здесь заключена уже в самом подходе к освещению торгового зала. В супермаркете во главе угла стоят равномерность «фоновой» подсветки и общий комфорт совершения покупок. А в магазине одежды приоритетной задачей становится создание стильного, «театрализованного» освещения. Значительные усилия тратятся на то, чтобы магазин выделялся, был уникальным и запоминающимся. Отчасти это напоминает создание нового спектакля в театре, где на сцене собирают декорации, актеры ходят между ними и репетируют свои роли, а мастера по свету смотрят на все это и расставляют световые приборы таким образом, чтобы подать происходящее на сцене действие как можно выгоднее для зрителя.

Впрочем, забывать о соответствии эргономическим стандартам все же не стоит. Напомним, что в соответствии с текущими стандартами освещение на уровне прилавка магазина должно быть в пределах от 700 до 1000 лк. Впрочем, не секрет, что достаточно просто пройтись по ближайшему торговому центру, чтобы понять, что существует значительное количество примеров того, как данные стандарты нарушаются. Например, многие бутики среднего и верхнего ценового диапазона уже давно перешагнули грань комфортного порога уровня освещенности в угоду оригинальности и броскому имиджу. Впрочем, решение о том, комфортно ли совершать покупки в полутьме с островками яркого света или в помещении, по яркости не уступающем съемочной площадке в один из рабочих моментов, остается за покупателем. Пока что статистика говорит за то, что посещаемость подобных магазинов оставляет желать лучшего — стандарт на то и является стандартом, что им не следует пренебрегать.

Световых схем, применяемых в оформлении магазинов, не так уж и много. Существует две базовые схемы — рассеянное освещение и акцентирующее освещение. Первая схема наиболее часто применяется при освещении супермаркетов и торговых залов значительного объема, когда требуется просто привлечь покупателей на торговую площадь, но не стоит задача акцентировать какую-то одну часть магазина или какой-то определенный прилавок. Вторая традиционно применяется при освещении магазинов небольшого размера, когда главными задачами становятся выделиться в ряду таких же магазинов (например, при близком расположении в галерее супермаркета) или акцентировать определенную товарную стойку в крупном магазине. Наиболее часто акцентирующее освещение используется в ювелирных магазинах и часовых бутиках.

Читайте также:  Но после возвращения домой, как правила

Любопытно, что исторически все световые схемы, применяемые для освещения магазинов, впервые возникли в кинопроизводстве. В терминологии кинематографа рассеянное освещение — это «заполняющий свет», который поднимает общую яркость сцены до необходимого уровня, необходимого для работы кинокамеры, а акцентирующее освещение называется «ключевой свет», который и дает «световую картину», наблюдаемую на экране. Еще большее сходство с киносъемочным процессом возникает, если обратить внимание на то, в каком порядке возникали данные виды освещения. Первым в кинематографе появился «заполняющий свет», поднимающий общую освещенность сцены, затем «ключевой свет», освещающий главного героя, и уже после него возникли различные виды акцентирующего света, направленные на создание сложной световой картины. Ровно так же все происходило и в освещении магазинов — первым появилось рассеянное освещение, затем появилось акцентирующее освещение, и после него появились системы «точечной подсветки», дающие сравнительно небольшое яркое пятно, выхватывающее отдельные товарные полки или даже отдельные экземпляры товара. Более того, существующие схемы освещения многих магазинов уже достаточно сложны, чтобы в точности соответствовать световым схемам того или иного художественного фильма. Согласитесь, что это было бы забавно: сперва вечером посмотреть какой-нибудь фильм, а затем днем зайти в торговый центр и попасть внутрь световой сцены фильма, просто зайдя в магазин джинсовой одежды.

Один из московских магазинов сети «Мега Джинс», о котором сегодня идет речь, представляет собой образец современного мультибрендового стильного магазина модной джинсовой одежды. Простота линий интерьера торгового зала и оформление в три «фирменных» цвета — белый, синий и красный, цвета российского флага — создают впечатление новизны, открытости и демократичности.

Световое оформление магазина по стилю и элегантности не отстает от дизайна его интерьера. В создании светового дизайна помещения были задействованы три модели светильников, все они произведены компанией «Световые технологии».

Читайте также:  Видеонаблюдение магазина, бутика

Отличительная особенность данного проекта — высокий потолок, на котором оставлены всевозможные технические элементы инфраструктуры торгового комплекса, полностью выкрашенный в черный цвет. Никакого подвесного потолка, который обычно устанавливают в таких случаях, нет. Что это — экономия средств или стремление создать необычную атмосферу — нам так и не удалось выяснить. Ясно лишь, что в подобных условиях от света зависит многое.

Центральная зона, по которой покупатели заходят в магазин и с которой начинают рассматривать товары, освещается подвесной модульной системой Ring, состоящей из осветительных устройств модели 136 круглой формы с алюминиевым отражателем. Каждый модуль оснащен одной люминесцентной лампой T8 мощностью 36 Вт. Корпус светильника изготавливается из алюминиевого профиля и обычно окрашивается белой порошковой краской, но при необходимости может быть окрашен в цвета из палитры RAL.

Использованный подход достаточно необычен — световые модули выстроены зигзагом под углом 90 друг к другу, что позволило экономично осветить всю центральную зону, вместе с тем добавив к единому дизайнерскому облику и сами осветительные приборы, поскольку «рисунок» их расположения коррелирует с рисунком оформления кассовой стойки.

Дополнительная подсветка торговых прилавков создается светильниками HBM 70 с одной металлогалогенной лампой мощностью 70 Вт под цоколь G12. Корпус светильника изготовлен из литого под давлением алюминия и окрашен краской цвета металлик. Оптическая часть состоит из призматического рассеивателя, при необходимости светильник комплектуется защитным алюминиевым отражателем с темперированным силикатным стеклом.

И, наконец, акцентирующее освещение торговых полок формируют регулируемые прожекторы с концентрирующей оптикой FHC/T, установленные на трехфазный шинопровод euro-DIN с помощью универсального адаптера. Светильник оснащен металлогалогенной лампой мощностью 70 Вт под цоколь G12 с КПД 56%. Корпус светильника изготовлен из литого под давлением алюминия и окрашен порошковой краской цвета металлик с черными декоративными вставками. Крепление позволяет регулировать наклон светильника от нуля до 90 o и поворачивать его на угол до 340 o . Пускорегулирующая аппаратура расположена в боксе из поликарбоната, которым он крепится к шинопроводу. В оптической части используется матовый отражатель из анодированного алюминия с защитным силикатным темперированным стеклом с противоослепляющим матированием. Все светильники оснащены ЭПРА.

Читайте также:  Apple запатентовала архитектуру своих магазинов

В результате перед нами складывается хорошо «срежиссированная» световая сцена: залитая фоновым светом центральная зона, более яркие «островки» торговых прилавков и яркие «пятна» торговых стеллажей. Подобная схема расположения источников света по мощности — от слабого к более сильному — визуально «сжимает» торговое помещение, делая его «меньше», чем оно есть на самом деле. Впрочем, для магазина одежды это имеет свои преимущества, во-первых, весь товар у покупателя перед глазами, и тот, который расположен на ближних прилавках, и тот, который расположен на дальних стеллажах; а во-вторых, магазин становится «уютнее», и совершение покупок в нем становится делом намного более приятным. Обратная световая схема — от сильного к слабому, с погружением стен торгового зала в относительную полутьму — чаще применяется в небольших бутиках, рассчитанных на одновременное обслуживание одного-двух клиентов у ярко освещенной центральной стойки (особенно это популярно у бутиков мужских рубашек), и тогда помещение магазина кажется значительнее, чем оно есть на самом деле.

Направленные светильники FHC/T, отличающиеся более сфокусированным световым потоком, создают яркие световые «пятна», зрительно выделяя и приближая стеллаж к покупателю. Покупатель может подойти к ним с понравившейся джинсовой парой в руках, чтобы посмотреть, как она будет выглядеть под более ярким освещением, или более внимательно рассмотреть детали.

Световая схема настолько удачно вписывается в дизайн помещения, что предлагаемая ей «программа действий», незаметно «управляющая» взглядом зашедшего в магазин покупателя, кажется совершенно естественной — сперва взгляд падает на кассовую стойку, затем уходит в сторону от центральной зоны, проходится по прилавкам, а затем поднимается к полкам с товаром. При этом покупатель увидит больше образцов продаваемой одежды и, соответственно, больше вероятность, что он совершит покупку.

Источник: www.magazine-svet.ru