Основные составляющие дизайна ванной комнаты

Существует множество теоретических изысканий на тему “Ванная комната в нашей жизни”. Поэтому не имеет смысла пускаться в пространные рассуждения об этом. Хотелось бы обозначить самые основные особенности ванной комнаты, которые оказывают воздействие на дизайн ее интерьера.

Ванная комната, как правило, место, где пересекаются интересы всех членов семьи. Кроме тех случаев когда, размеры жилплощади позволяют иметь отдельно ванную комнату для родителей, отдельно для детей и еще гостевую ванную. Так вот, если речь идет о ванной комнате “общего пользования”, нужно учитывать пристрастия и потребности всех членов семьи, и при этом избежать хаоса.

Во-вторых, в ванной комнате очень силен функциональный аспект. И, следовательно, — проблема безопасности и удобства ее использования выходит на первый план. То есть все отделочные материалы, сантехническое оборудование, мебель и освещение, должны быть не только красивы, но и максимально удобны и безопасны. По идее, в ванной комнате все должно быть функционально, никаких случайных вещей. Кстати, как показывает практика, наиболее долгая ”жизнь” у тех предметов, чей дизайн функционален и удобен в использовании, чей цвет оправдан необходимым психологическим воздействием, а форма эргономична. Девиз хорошего дизайна — долой случайности!

В-третьих, ванна — то, почти единственное место, где человек остается наедине сам с собой, причем изо дня в день. Следовательно, очень важен положительный психологический фон, отсутствие дискомфорта.

И последние — ремонт или строительство ванной комнаты “эпопея” довольно дорогостоящая. Предполагается, что ванная закладывается раз и чуть ли не на всю жизнь. Дизайн ванной комнаты должен пережить изменения возрастных и вкусовых предпочтений своих хозяев. То есть — быть универсальным. Это, конечно, труднодостижимая “задача-максимум”, но при правильном устройстве интерьера ванной комнаты определенное долголетие ей обеспечить все-таки можно.

Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что ванная комната должна быть: функциональна, эргономична, и создавать ощущение психологического и физиологического комфорта у владельцев. Эти цели достигаются при помощи правильного дизайна ванной комнаты, грамотной комбинации всех составляющих этого дизайна.

Для этого при разработке проекта ванной комнаты (или подбора плитки, сантехники, мебели и освещения в магазине) нужно соблюдать следующие правила:

1. Все элементы интерьера, будь то элементы конструкции, сантехника и мебель, или керамическая плитка должны быть соразмерны друг другу.

2. Чередование элементов, темных и светлых пятен должны подчиняться единому продуманному ритму.

3. Комбинации цветов и фактур различных поверхностей должны быть гармоничны.

4. Световой дизайн интерьера должен быть решен таким образом, чтобы соответствовать функциональным задачам и “генеральной линии” дизайна.

Размеры деталей интерьера должны соответствовать друг другу. Это означает, например, что при отделке ванной комнаты плиткой крупного размера не стоит ставить туда сантехнику небольших габаритов с мелкими деталями.

Размер и форма рисунка на стенах не должны спорить с аксессуарами, а размер плитки должен соответствовать габаритам помещения. Это кстати, не означает, что в небольшом помещении нельзя использовать крупную плитку. Просто не стоит в таком случае акцентировать швы контрастной затиркой. При использовании в отделке ванной комнаты плитки нескольких видов нельзя забывать о модульности ее размеров. Что означает понятие модульность? Модулем для конкретного помещения считается самый маленький размер плитки, который укладывается равное количество раз во всех остальных размерах. Допустим, правильным считается такое соотношение: керамическая плитка 10х10 см. + плитка 20х20 см. + плитка 40х40 см.

Читайте также:  Кухни, мебель для кухни,угловые кухни, дизайн кухни Киев, купить кухню, кухни производства Украины

В небольшой ванной комнате довольно нелепо и громоздко будут смотреться конструктивные изыски типа балок или колонн. Использование этих дополнительных деталей должно быть оправдано, например монотонностью большой и пустой стены, излишней высотой потолка, необходимостью зонирования слишком просторного помещения. При использовании декоративных колонн в ванной комнате, они хотя бы чисто иллюзорно должны выполнять свою функцию — то есть что-то поддерживать, будь то балка или просто выступ. Появление в интерьере ванной комнаты разных уровней пола и потолка тоже должно быть оправдано. Как правило, подиумы и “нарезки” потолка связаны с конкретными функциональными зонами. На подиум может быть поставлено что-то из сантехники, чаще всего ванна.

При использовании таких декоративных элементах как карниз и бордюр, надо помнить, что любая активная горизонталь на стене или под потолком делает помещение ниже, и чем чаще горизонтальная “нарезка” стен, тем ниже кажется потолок. Вообще в небольшой ванной комнате лучше по возможности избегать чрезмерного употребления активных декоративных элементов, к которым, кстати, можно отнести и “навороченные” светильники. Необходимое разнообразие и нарядность в подобный интерьер можно внести с помощью цвета, разницы фактур, умело устроенного скрытого освещения, зеркал, наконец.

Эти понятия тоже напрямую связаны с габаритами помещения и его пропорциями. Предметное наполнение интерьера в первую очередь состоит из крупных форм сантехники и мебели и небольших акцентирующих деталей в виде аксессуаров, светильников и декоративных элементов. Неким связующим звеном между этими полярными размерами можно считать размерность плитки на стенах и на полу, конструктивные элементы типа колонн, ниш и балок. Очень важно, чтобы отношения между тремя основными размерами в интерьере были четкие — не сближенные, но и не максимально контрастными.

Что касается графической разработки поверхностей, то надо учитывать как различный ритм и направленность рисунка воздействует на визуальное восприятие интерьера. Любые прямые линии удлиняют поверхность в сторону их направленности, то есть, горизонтальные линии “вытянут” стену в длину и “укоротят” по высоте. Вертикально направленные линии напротив того, увеличат высоту помещения и несколько сократят его протяженность. Линии любой направленности, будучи сильно контрастными к фону стены, неизбежно несколько “сожмут” помещение. Вертикаль всегда воспринимается более активной, чем горизонталь. Изломанные линии вносят определенное беспокойство в восприятие интерьера, и деформируют пространство. Прямые линии, расположенные по диагонали имеют свойство практически никак не менять визуальных габаритов помещения. Кривые линии, выражают движение, вносят определенную динамику в интерьер.

Надо иметь в виду, что рисунок яркий, контрастный к фону визуально приближает плоскость, на которой расположен, к зрителю. Следовательно, такой рисунок не годится для маленького помещения. Мелкий, частый и неконтрастный рисунок, выполненный в светлых тонах, напротив того прекрасно подойдет для стен или пола в небольшой ванной комнате. Плоскость, покрытая регулярным рисунком, типа полосок или клеток, будет казаться меньше, чем аналогичная плоскость, без рисунка. Этим можно воспользоваться, когда есть необходимость визуально уменьшить слишком громоздкий предмет. Главное, чтобы рисунок не был излишне контрастным, а то этот предмет будет слишком бросаться в глаза.

Читайте также:  BTC 6431-W и BTC 6340-W — белоснежный глянец с голубой кириллицей

Один из сильнейших источников для грамотного дизайна интерьера — комбинирование на основе цветовых гармоний. Или, чтобы быть проще — использование основных правил сочетания цветов.

Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей — по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний.

Цвет вообще — это свойство предмета вызывать определенные зрительные ощущения в зависимости от световых волн солнечного спектра, которые этот предмет отражает. Из курса школьной физики мы знаем, что пучок солнечного света, пропущенный через трехгранную призму и направленный на белый экран, образует на его поверхности разноцветную полосу — спектр. Великий Ньютон, впервые научно объяснив природу цветовых полос при разложении солнечного света, выделил только семь цветовых составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета спектра располагаются в определенной последовательности и сохраняют постепенные переходы от одного к другому. В художественной школе дети чтобы лучше запомнить порядок цветов учат стишок: “ Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Цвета, которые получаются в результате смешения основных красок, называют составными. Пурпурный + желтый = оранжевый, желтый + синий = зеленый, синий + пурпурный = фиолетовый. Составными называют и все оттенки, полученные путем смешивания вышеперечисленных цветов. Бесконечное количество оттенков можно получить путем добавления в цвет черной или белой краски.

Цвета обычно делят на две части, различая теплую и холодную гаммы. К теплым цветам относятся красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета. К холодным — синие, голубые, зелено-голубые, сине-фиолетовые и фиолетово-красные цвета.

Каждый цвет несет определенную информацию и психологическую окраску, сообщая эти свойства предметам в него окрашенным. Цвет может подчеркнуть форму предмета, указать на его материальность или наоборот, сделать его бестелесным.

Желтый — самый светлый. Обладает такими свойствами как — легкость, расширение, движение к человеку, динамика.

Красный — самый теплый. Он очень активный, тяжелый, материальный, статичный.

Синий — самый холодный. С ним ассоциируются такие понятия как легкость, сжатие, движение от человека, замкнутость, бесконечность.

Все теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) активны, жизнерадостны, “выступают вперед”, выражают материальность и прочность этого мира, соответствуют таким поверхностям как фактурные, шероховатые, матовые.

Холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый) легки, нематериальны, стремятся от человека. Они как бы “погружаются в глубину”, способствуют концентрации, выражают пространственность и проницаемость. Их движение направлено по вертикали, именно поэтому светлые холодные тона так хорошо подчеркивают высоту стен.

Зеленый цвет , образовавшийся при смешении двух противоположностей — синего и желтого, нейтрален и статичен. Этот цвет не движется, он очень стабилен. Зеленый цвет очень спокоен и полезен не только для глаз, но и для общего психофизического состояния человека.

Читайте также:  Перстень – печатка

Изменения в психологическом, эмоциональном восприятии цвета происходят и при смешении этого цвета с белым или черным. Цвета чистые, насыщенные, близкие к спектральным, выражают чувства самые сильные, значительные и непосредственные. Цвета разбеленные выражают чувства мягкие, лиричные, более тонкие, чем открытые, яркие цвета.

Естественно, в перечисленных характеристиках цветов и цветосочетаний есть определенная условность. Восприятие цвета у каждого человека индивидуально и может не совпадать с нормами цветоведения.

Как уже было сказано, важным компонентом интерьера ванной комнаты является световой дизайн.

Что такое световой дизайн интерьера? Это многоуровневая система из различных осветительных приборов, которая решает функциональные, эстетические и эмоциональные задачи в соответствие с назначением того или иного помещения. Самый грамотный подход к вопросам освещения — это решить все в момент разработки проекта ванной комнаты, когда одновременно рассматриваются проблемы конструкции, сантехники, цвета и освещения. В этом случае можно точно “просчитать”, как все компоненты интерьера будут взаимодействовать между собой.

Надо помнить что свет — очень сильный источник воздействия на интерьер. Он, так же как и цвет может воздействовать на физико-эмоциональное состояние человека, создавать оптические иллюзии и, следовательно, изменять пространство. Правильно подобранное освещение подчеркнет все достоинства цвета и формы ванной комнаты.

Что нужно учитывать при выборе системы освещения в ванной комнате.

В ванной комнате, требуется яркий свет. Но жесткий “театральный», направленный (или “боковой”) свет здесь не нужен. С точки зрения психофизиологии восприятия контрасты лучше смягчать, а свет рассеивать и приглушать.

В ванной должно быть не просто светло. Характеристики освещения здесь следует приблизить к свойственным смежному помещению, чтобы, войдя из него в ванную комнату, не испытывать дискомфорта от избытка или недостатка света.

Вопрос, должен ли осветительный прибор быть украшением даже в выключенном состоянии, решается, прежде всего, в соответствии с поставленной задачей и личными предпочтениями обитателей дома.

Хорошо, если вид светильника соответствует дизайну сантехнических аксессуаров, которых на единицу объема ванной комнаты приходится немало и которые приобретаются одной коллекцией. Если же ванная предельно нагружена сияющим декором, лучше всего использовать неприметные или скрытые от глаз светильники. И только когда сантехника, смесители и отделка ванной выглядят неброско, светильник можно использовать как яркий декоративный элемент.

Дизайн светильника может соответствовать характеру декоративного рисунка на керамической плитке (который может растительный или абстрактный, геометрический). Так же осветительные приборы должны соответствовать общей стилистике ванной комнаты и ее цветовому решению.

Источник: http://azoriceramica.ru