Осенние колориты берлинской моды

В мире столичных дизайнерских лейблов наметился сезонный тренд: модельеры сами красят свои ткани или отпечатывают на них рисунки собственного сочинения.

Активно экспериментируют с различными методами окрашивания тканей Бен Клункер (Ben Klunker) и Юлия Хойзе (Julia Heuse). Их существующий с 2006 года лейбл называется Juliaandben. Есть у них и свой магазин в центре Берлина.

Почему возникает потребность самому красить ткань? Разве промышленность производит недостаточно уже окрашенных тканей? «Мы как самостоятельный лейбл в любом случае хотели отмежеваться от промышленности, — говорит Бен Клункер. — Кроме того, мы хотели изготовить наши собственные нюансы цвета.

Текстильная промышленность производит ткани хотя и весьма разнообразных цветов, но всегда есть опасность, что другой лейбл или крупная фирма  выберут тот же самый цвет, что и ты. Нам же захотелось иметь нечто совершенно своеобразное. Так это началось. Мы скоро заметили, что в процессе окраски ткани огромную роль играют накладывающиеся друг на друга пятна различной формы. Так мы пришли к нашим собственным цветовым мирам (Farbwelt), к нашей собственной «цветастости» (Farbigkeit). И тут огромную роль сыграл наш дом».

Стены помещения, где идет торговля, окрашены белой краской лишь в нижней половине. Потолок, на котором сохранилась старая лепнина, покрыт светлыми пятнами разной формы. Ремонт помещения остановился на полдороги. Очевидно, потолок много раз перекрашивался, старая краска была удалена неравномерно, возник трудно описуемый иррациональный узор из светлых и кремовых цветов. Это примерно и есть то, что Бен и Юлия и называют «цветовым миром».

Bildunterschrift: Майки в магазине Juliaandben

Майки и платья, которые они своими руками красят, издалека выглядят как серые, но вблизи ты видишь, что друг на друга наложено много разных цветов: и зеленый, и коричневый, и фиолетовый. Эти оттенки не противоречат друг другу, а создают эффект, который в живописи называется словом «колорит». Это единое колористическое пространство, построенное на игре нюансов большого количества разнообразных цветов. О пестроте тут говорить не приходится. Технологические детали производства — секрет фирмы: очень важно количество применяемых красителей, пропорции, в которых они смешиваются. Все краски закреплены, майки и платья постираны, ткань свой уникальный рисунок при стирке не потеряет.

Читайте также:  Выбор за вами

Для светлых маек Бен и Юлия применяют другую технику. Ткань выглядит как светло-желтая, на ней — оранжеватые и охристые пятна и линии. У каждого пятна — не жесткие края, а размытые, как у акварельной живописи по мокрой бумаге. Сделано это так: в ткань заворачивают различные металлические предметы и помещают ее в ванну с водой или уксусом. Металл медленно ржавеет, ржавчина проникает в нити ткани. Это очень длительный процесс, но в результате ткань окрашивается очень прочно, закреплять ржавчину вовсе не нужно.

Bildunterschrift: Слева — женское платье, весьма сдержанный «мир цвета», справа — мужская «ржавая» майка.

Стилистически Юлия и Бен — не в традиции индустриальной эстетики. Им милее незавершенность и несовершенство. От крашеных маек и тканей возникает ощущение недоведенности процесса до логического конца. Каждый раз получается уникат, у каждой ткани — свой цветовой мир, свой рисунок, тут много случайного. Кроме того, ткани будут со временем линять и менять свой цвет, серая майка не превратится в зеленую, но за полгода общий цвет может сдвинуться, скажем, в фиолетовую сторону. Это продолжающийся процесс, который никогда не подходит к концу. Немаловажен и эффект органичности, который объединяет окраску ткани и покрой сшитого из этой ткани предмета одежды.

Одежда, которую шьют Юлия и Бен, что называется, свободно висит, у нее свободные формы. Бен так описывает свой подход: «Наша эстетика в целом старается быть естественной. Мы не хотим выглядеть особенно блестяще или гладко. Вместо этого мы пытаемся создавать вещи, обладающие собственным характером». В качестве примера ориентации на незавершенность Бен показывает черное женское трикотажное платье, по поверхности которого бегут несколько чуть более светлых линий. В этих местах платье становится прозрачным. Получился эффект, который женщины называют «чулки побежали»: от порвавшейся нитки выстреливает вверх полоска распустившейся ткани. Юлия и Бен используют этот эффект как крайне сдержанный элемент органического дизайна.

Читайте также:  Татарстанские предприятия примут участие в VI Всероссийской ярмарке в Удмуртии

Охарактеризовать одним словом свою линию осенней одежды Юлия и Бен даже после долгого размышления не смогли. Она вроде бы имеет отношение к стилю готик, но это совсем не готик. Но свой дарк (темное в смысле мрачное) во всем этом определенно есть.

Существующий с 2004 года берлинский лейбл C. Neeon тоже активно использует собственноручно окрашенные ткани. Лейблом командуют Дорен Шульц (Doreen Schulz) и Клара Лесковар (Clara Leskovar). Клара изучала дизайн текстиля. Новые серии одежды, которые выпускает лейбл, содержат по-новому окрашенные ткани. Клара широко применяет шелкографию и цифровую печать.

Bildunterschrift: Платки C.Neeon

Шелкография подразумевает нанесение краски с помощью шаблона, для каждого цвета — свой шаблон. Края цветовых пятен получаются резкие и жесткие. При цифровой печати компьютер непосредственно подключен к принтеру, наносящему рисунок на ткань. Цифровая печать очень дорога, процесс стоит в три-четыре раза дороже, чем шелкография. Потому маленьким лейблам не очень выгодно применять современную цифровую технологию. Впрочем, сложная многоступенчатая технология, которую используют Юлия и Бен, в результате оказывается не сильно дешевле цифровой печати.

Для осенней коллекции Клара Лесковар разработала дизайн шелковых платков. Платки должны казаться прозрачными, невесомыми и взлетающими. То, что рисунок на них — именно компьютерная печать, по ним совершенно не видно: рисунок очень легок и воздушен. Платки изготовлены в Италии, там же напечатан и рисунок. И ткань, и технология весьма качественные и дорогостоящие.

Источник: www.dw-world.de