Немецкий интерьер: от качества к красоте

Немецкий дизайн долгое время ассоциировался почти исключительно с дизайном промышленным. В оформлении внутреннего интерьера красота не играла особой роли. Сейчас ситуация меняется.

Автомобили, пиво, надежная электроника. Именно эта продукция принесла славу Германии. Немецкие товары славятся своим высоким качеством. То же можно сказать и о немецкой архитектуре в стиле Баухауза – Высшей школы строительства и художественного конструирования, столетие которой недавно отметили в Германии. Баухауз делал упор на создании общего творческого подхода к оформлению интерьера. Его особенностью стал отказ от «буржуазной роскоши» и псевдоисторического декора в пользу прямых линий и ясных геометрических форм. В стиле Баухаза сочеталось единство архитектуры, прикладного искусства и ремесла. Мебель и предметы интерьера отличались не только высоким качеством. Они были вполне доступны по цене и удобны в утилитарном смысле. И не удивительно, что Баухауз оказал огромное влияние на развитие дизайна в ХХ веке.

Но в самой Германии, в немецких домах, по мнению экспертов, до сих пор не удалось найти во внутреннем интерьере гармоничного сочетания уюта, комфорта и эстетически красивого оформления.

Немецкие дизайнеры интерьера существенно отстают от своих коллег в таких странах, как Италия, Франция, Великобритания и США. «Обычно в Германии люди сами продумывают концепцию оформления своих квартир или офисов, не обращаясь к дизайнеру интерьера, — говорит берлинский дизайнер Гизберт Пепплер (Gisbert Peppler). — В Нью-Йорке же у каждого есть свой психиатр и свой специалист по интерьеру».

Несмотря на явную иронию, Пепплер считает проблему достаточно серьезной. Сейчас он стал куратором выставки декоративного искусства XX-XXI веков. Его коллега Эрик Хофштеттер (Erich Hofstätter) организовал выставку Between Time, где представлена великолепная коллекция, показывающая тренды развития дизайна ХХ века: от ковров арт-деко до стильной мебели итальянских мануфактур (один из ее залов — на нашем заглавном снимке). Основная цель этих выставок — сблизить искусство и промышленный дизайн в области внутреннего интерьера.

Читайте также:  World’s first 3-D printed office to be built in Dubai

Яркий пример такого гармоничного симбиоза — известные во всем мире стулья из гнутых элементов, созданные немецким предпринимателем Михаэлем Тонетом (Michael Thonet). Так как патент на них был выдан в Вене, такие стулья принято называть венскими. До 1930 года было изготовлено 50 миллионов экземпляров.

Вторая мировая война остановила развитие современного дизайна в Германии. Только в 1950-х, в процессе послевоенного восстановления и «немецкого экономического чуда» в Западной Германии, пришло время разработки новых дизайнерских концепций.

Начиная с 1970-х годов, в университетах ФРГ можно получить высшее образование по специальности «дизайнер интерьера». Сегодня в программу обучения входит и практическая часть (студенты на протяжении семестра работают на фирмах и в архитектурных мастерских, оказывающих услуги по оформлению помещений). «Сегодня для дизайнера по интерьеру важнее быть социально-ответственным, чем гламурным, — считает президент Союза немецких дизайнеров по интерьеру Рудольф Шрикер (Rudolf Schricker). — Похоже, что этот тренд наблюдается не только в Германии, но и во всем мире. Стремиться улучшить качество жизни — это важно для каждого человека».

Источник: http://www.dw.de