Демократизация общественно-политической жизни в стране, возрождение национальной культуры не находят или редко находят свое отражение в жилищном строительстве народов Дагестана. Мало стремление к возрождению народного зодчества, органическому вживанию его в современную архитектуру.
Нам необходимо изучить историю народного жилищного зодчества в Дагестане с целью использования богатейшего культурного наследия в современном строительстве. Необходимо раскрыть характерные черты и традиции народного жилищного зодчества народов Дагестана, дагестанских сел, в т.ч. брошенных.
Важно сохранить в традициях дагестанцев типичные особенности жилищного зодчества народов Дагестана в прошлом, правильно увязывать тенденции в жилищной архитектуре прошлого с их национальной культурой, социально-экономическим строем, хозяйственными связями, специфическими местными природно-климатическими условиями и строительными материалами.
Огромное влияние на тип и архитектуру жилища оказывает природно-климатический фактор. Поэтому необходимо уделять большое внимание классификации территорий Дагестана по гипсометрическим зонам: приморская низменность, нижнее предгорье, верхнее предгорье, горная зона. Различаются и зоны расселения народов Дагестана, поскольку каждый народ имеет свои вековые традиции жилищного зодчества.
Каменные дома в несколько этажей, расположенные ярусами на склоне горы, представляли собой крепость, в которой нижние этажи легко простреливались с верхних и защитники которых могли легко перемещаться по крытым верхним переходам. Непременным атрибутом древнего аула была родовая сторожевая башня, приспособленная и для жилья на время длительной осады. Лет 15 назад наш род восстановил родовую башню в ауле Гебгуда. Она величаво парит над горными склонами.
Дагестанский средневековый аул обладал целым рядом специфических признаков: размещение на труднодоступных местах, существование как комплекса застроек, представляющего единую крепость, деление на кварталы по кровнородственному принципу, чрезвычайная теснота застройки и др. Это особенная объемно-пространственная композиция застройки специфична для Дагестана средних веков.
Сейчас мы живем богаче, строим больше, но почему-то нет, потерян свой архитектурный стиль. Об этом думаю я, смотря на Махачкалу, Хасавюрт, где строят много, но без должной культуры строительства.
За свою долгую жизнь мне пришлось побывать в десятках стран мира. Везде строят дома, и везде они имеют свое лицо, свой характер, как и народ, люди. В Дагестане исторически богатейшие традиции строительства жилья. И так в каждом районе, в каждом селе. У нашего дедушки по материнской линии был дом на скале. От села к дому шла дорожка. Дом был семиэтажный, с арками, колоннами, с внутренним двориком, с сараями, где все было обустроено очень радужно и красиво.
Несмотря на кажущиеся неудобства застройки старого аула, она при внимательном рассмотрении является весьма рациональной. Так, уступчатость размещения домов позволила экономить площади застройки, глухие внешние стены без окон превращали жилые дома в крепости без дополнительных оборонных сооружений-башен, расположение домов фасадом на юг и юго-запад увеличивало инсоляцию жилых помещений и т.д.
Хозяйственные помещения в жилых домах располагались на нижних этажах. Там содержали скот и корм для него – сено, солому. Это помогало поддерживать тепло в жилых помещениях в холодное время года. Поселения застраивались в зависимости от социального положения жителей и их роли в обороне поселения. Кварталы заселялись обычно семьями одного тухума (родовой общины).
До XIX века, т.е. до присоединения Дагестана к России, жилища дагестанцев были дифференцированы по функциям – бытовым и хозяйственным. Лишь в XIX веке жилые помещения стали дифференцироваться по функциям: основная комната, кунацкая (для гостей), кухня, кладовая. Очаг был вытеснен камином с лепкой, столбы – опоры перекрытия стали покрывать резьбой и т.д.
Жилые помещения, как правило, выходили на фасад лоджиями. Хлев для скота (первый этаж – небольшими оконцами), сарай для сена (рядом с хлевом) – большими, для проветривания сена.
Согласно обычному праву, дома выделившихся из хозяйства отца сыновей должны были повторять его дом даже в деталях. Если два женатых брата строили общий одноэтажный дом с одним выходом, то в таком доме оказывались объединёнными две стандартные ячейки. Если же из-за недостаточных размеров участка родственные семьи строили на крутом склоне двухэтажный дом, то он представлял собой как бы поставленные друг на друга два жилых дома с одной и той же стандартной ячейкой с выходом с разного уровня.
Большая часть дагестанцев сегодня живет в городах. Но почему-то уют, красота нашей традиционной культурной среды остаются в старых аулах. Архитектурный облик жилых комплексов в Дагестане, особенно в городах, ныне страдает однообразием, монотонностью. Однако это не только результат индустриализации строительства. Сама индустриализация жилищного строительства вызвана потребностью в скорейшем разрешении весьма острой в стране жилищной проблемы. И как раз наоборот: индустриализация создаёт невиданный ранее простор для зодческой мысли, невиданные ранее возможности для разнообразия архитектурных форм, совершенствования интерьера, дизайна. Пример тому – Запад. Сочетание бетона и стекла, безграничные возможности пластика, древних элементов – колоннад, портиков, кариатид лепных украшений, бронзовых деталей, чугуна плюс фантазия зодчего — и мрачный жилой пейзаж уходит в прошлое.
Но почему-то дагестанские строители мало обращаются к традиционным ценностям как классической, так и народной архитектуры; эти ценности требуют своей реабилитации и внедрения в современную архитектурную практику, тем более в условиях острых проблем архитектурного творчества, как в Дагестане, так и в стране в целом. Трудности эти в республике усугубляются немногочисленностью и недостаточной подготовленностью архитектурного корпуса.
Необходимо использовать зодческий опыт народной архитектуры горных районов Дагестана. Значительные возможности в современном жилищном зодчестве по использованию мотивов народной архитектуры заложены в интерьере и экстерьере жилищ – с применением строительных материалов прошлого — естественного слоистого камня и декоративного резного дерева.
Переселяясь в иную национально-культурную среду, горцы практически полностью адаптируются в новую народную архитектурную среду, лишь внося в нее некоторые свои национально – культурные изменения и дополнения. Таково положение с жилищно-архитектурной средой в Кизлярском регионе. Переселенцы – горцы, купив усадьбы уезжающих русских семей, казаков, производят в них небольшие перестройки, оставляя фактически в неприкосновенности основные компоненты прежнего жилого комплекса.
Сохраняются железные и шиферные крыши, зимние кухни в домах, стены и изгороди из самана и кирпича, ограды из плетня и т.д.
Общие природно-географические условия, экономические и культурные связи между народами республики обусловили возникновение сходных типов поселений у переселенцев различных поколений и этнических групп (аварцев, лезгин, даргинцев, кумыков, рутульцев и др.). Так, каскадные жилые комплексы переселенцев с гор в Махачкалу совершенно отличаются от жилых объектов переселенцев – лезгин на плоскости (с. Новый Куруш и др.). Многие дома переселенцев в низменных (равнинных) переселенных селениях сохраняют свои традиционные черты (за исключением помещений для скота и кормов) – с глухими стенами, прочными заборами.
Состоятельные дагестанцы возводят ныне жилые дома с применением самых современных строительных материалов, новейшей техники и технологии, нередко на основе зарубежных – европейских и ближневосточных — проектов. Давно забыты ограничения в этажности и пространственном размещении жилого дома, усадьбы. Обычными являются комнатный комплекс со специализацией помещений — гостиная, кабинет, библиотека, столовая, спальни (отдельно для гостей), кухни, туалеты, антресоли, камин европейского типа с решеткой, с панелями из полированного дерева, паркетом, мезонином, крытой лестничной площадкой, застекленной лоджией, с современным отоплением, электрификацией, радиофикацией, канализацией, телефоном, космической антенной, установленной на крыше или балконе, гаражными постройками для автомобилей престижных марок, мощеными двориками, бассейнами, декоративными зелеными насаждениями, воротами с «секретом» и т.д. В таких домах элементы народного жилищного зодчества, не претендовавшего на комфорт, встречаются крайне редко, хотя они могли послужить отличным декором (арочные и стрельчатые своды, резные опорные балки в подсобных помещениях, встроенные балконы с консолями, солярии, горная кладка стен первого этажа из необработанного камня и т.д.).
Несмотря на обилие исследований по народной архитектуре народов Дагестана, жилищного зодчества, все они посвящены ее прошлой истории, а современному жилищному зодчеству, использованию в нем традиций прошлого уделяется мало внимания.
Неформальный характер существующей ныне политики застройки ставит перед муниципалитетами многочисленные проблемы экономического, экологического и инфраструктурного характера. Недостаточное развитие общественного транспорта, социально-культурной инфраструктуры в сочетании с ограниченным объемом местных муниципальных бюджетов и различными культурными традициями, привнесенными новыми городскими жителями, переехавшими из сельской местности, ставят под вопрос эффективность существующей системы управления и планировочных механизмов. Необходимо обновить градостроительные планы, вносить в них коррективы с учетом традиций дагестанской архитектуры. Выделение земельных участков за взятки, самострой создали не нормальные, благоустроенные поселки, а «шанхай» вокруг наших городов. Разного рода будки, торговые точки заполонили городское пространство, не оставляя места для красоты, для традиций, для человека. Все эти вопросы можно решить в процессе выстраивания крупных агломераций.
Махачкалинско-Каспийская агломерация должна стать опорной территорией Дагестана с высокой концентрацией не только населения, труда и капитала, но и культуры и традиций Дагестана.
Источник: