«Марсианин» – новации от сценария до съемок

Трансформация научного произведения в картину для всех

В работе над новым фантастическим фильмом студии 20 th Сentury Fox МАРСИАНИН было использовано довольно много технических и технологических новаций. Причем начались они еще даже на этапе сценарной подготовки.

Картина основана на романе бывшего программиста, а ныне писателя Энди Вейера, который публиковался частями онлайн. Потом полная электронная версия была представлена на Amazon и только после этого появилась печатная книга. То, что по его произведению будет снят фильм, стало для Вейера настоящим откровением: «Я живу в Северной Каролине и не встречался ни с моим агентом из Нью-Йорка, ни с продюсерами и представителями студии «Фокс» из Лос-Анджелеса. Поэтому когда мне сказали, что Ридли Скотт будет режиссером этого фильма, я был убежден, что это розыгрыш».

Вейер считал свой роман, написанный на основе серьезных исследований и наполненный научными и математическими выкладками, «техническим произведением для разбирающихся в технике людей». Он подумать не мог, что рядовому читателю это будет интересно и даже понравится. Вейер размещал в Интернете новые главы каждые шесть-восемь недель. Читательская аудитория увеличивалась, и через три года сюжет был завершен. Энди выставил книгу на продажу на сайте Amazon за 99 центов, и с ним связался агент. Затем последовало общение с компанией Саймона Кинберга Genre Films, и началось то, что, по словам Энди, является «воплощением мечты любого писателя».

Первым электронную версию книги прочитал продюсер Адитья Суд. «Я думаю, это – лучшие научно-фантастические истории, которые я когда-либо читал. На Марка Уотни свалились все возможные беды, а он держится. Этот сюжет обладает многообещающей основой, которая делает его неординарным приключенческим фильмом», — рассказывал потом Суд прессе. Книгу отправили сценаристу Дрю Годдарду, посчитав, что он может стать автором сценария и режиссером будущего проекта. Через несколько месяцев Годдард представил отличный черновой вариант. Несмотря на сложности, связанные с адаптацией книги, где решаются сложные научные и математические проблемы, в сценарии присутствовали множество персонажей и сложные сюжетные линии.

«Я не мог оторваться от книги Энди Вейера. Я вырос в окружении ученых в известном городке Лос-Аламос в штате Нью-Мексико, и видел, что Энди, как никто другой, показал своеобразную странность современных ученых. Работая над сценарием, я любой ценой хотел сохранить атмосферу книги», – рассказывал Годдард.

Мэтт Дэймон получил сценарий от продюсера Саймона Кинберга, с которым работал над фантастическим экшном ЭЛИЗИУМ: РАЙ НЕ НА ЗЕМЛЕ . Актер начал читать материал в пятницу, а уже в воскресенье выразил полную готовность сниматься. «Мэтт отреагировал на сюжет точно так же, как и мы на студии, – вспоминает Саймон Кинберг. – Он оценил сценарий как оригинальный, интересный, увлекательный и не похожий на другие истории о выживании. Мы не представляли другого актера в роли Марка Уотни».

Читайте также:  Осовременивание своего жилища может стать опасным для жизни

«Мне нравится юмор, не только Марка Уотни, но и других персонажей, – признается актер. – Здесь комедийный тон не превращается в развязный и удачно дополняет насыщенный драматизм ситуации, а это не часто встречается в научно-фантастическом жанре». Однако, внезапно, прельстившись другим интересным проектом из картины ушел Годдард, освобождая режиссерское кресло. Студия сразу же стала рассматривать новые кандидатуры, ища не просто хорошего, а великого режиссера.

Случайно продюсеры получили неожиданную новость – можно пригласить Ридли Скотта. «Ридли – мой любимый режиссер, и он отлично подходил для такого сюжета, но в то время он занимался разработкой другого проекта, – вспоминает Саймон Кинберг. – Когда мы узнали, что тот фильм отложен, то сразу передали Ридли наш сценарий».

«Это настоящая история выживания, – говорит режиссер Ридли Скотт. – Марк Уотни оказался в условиях невероятного давления и изоляции, и этот фильм о том, как он себя ведет в этой ситуации. Судьба Марка зависит от того, победит ли паника и отчаяние, смирится ли он с неизбежностью смерти или будет полагаться на свою подготовку, изобретательность и чувство юмора, чтобы сохранять спокойствие и решать необходимые проблемы. Я был потрясен почти полной невыполнимостью задачи, которую должен решить Марк Уотни, и тем, сколько общих усилий потребовалось не только от специалистов НАСА, но и международных партнеров».

Основные съемки фильма начались 8 ноября 2014 г. в Будапеште. Считается, что павильон №6 на студии «Корда» – самый большой в мире, и он идеально подходил для создания марсианского пейзажа, включающего конструкцию Базы и стартовую площадку для транспортного аппарата. Декорации использовались в сценах с диалогами актеров, для передачи интерьера Базы и сцен ужасной песчаной бури. Соответствующие панорамные виды снимались позднее в долине Вади-Рум в Иордании.

Во время съемок на студии «Корда» бурлила жизнь, поскольку все шесть павильонов использовались для создания и модификации основных декораций, включая космический корабль «Гермес» и Базу астронавтов на Марсе. Художественный отдел изо всех сил старался не отставать от режиссера, ведь известно, что Ридли Скотт работает быстро и часто с опережением графика съемки.

Помимо студии, съемки проводились в еще одном красивом здании Будапешта, прозванном «Кит» из-за своих очертаний и близости к реке Дунай. В этом стеклянном сооружении снимались сцены с участием сотрудников НАСА, включая офисы Тедди Сандерса и Энни Монтроуз, а также помещения для проведения заседаний, зону отдыха, кафе, главный вход и центр управления полетами.

Читайте также:  Opera Theatre Boasts Record Box Office Sales

Художник- постановщик Артур Макс так описывает это здание: «Сложная современная архитектура мирового класса. Это геодезическая структура огромного масштаба, море стекла и бетона и удивительные жалюзи, которые управляются с помощью моторчиков. Мы могли полностью управлять уровнем освещенности. Это здание – просто подарок для съемочной группы. Нам бы понадобилось море денег, чтобы построить аналогичные декорации в павильоне».

Чтобы обеспечить максимальную гибкость графика съемки, были построены имитации бетонных стен на колесах, и это позволяло быстро создавать необходимое количество офисов на открытых пространствах зданиях. Футуристический внешний вид здания, с сияющими криволинейными поверхностями из стекла отлично подходил на роль суперсовременной штаб-квартиры НАСА.

Ридли Скотт не использовал зеленый экран вместо мониторов центра, которые можно было бы добавить на этапе постпродакшна, а предпочел увидеть графику в кадре и использовать их как источники света, позволяя актерам реагировать на изображения в реальном времени. Для реализации этого была приглашена британская компания Territory (работавшая над картинами ШПИОН, МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ ), и совместно с художником-графиком Фелисити Хиксон они обработали множество изображений, высококачественных фотографий и видеоматериалов, полученных из НАСА.

Конечно, НАСА выступило основным партнером, консультантом и советником в ходе разработки всего проекта. Съемочной группе разрешили снимать запуск ракет на мысе Канаверал, включая вывод на орбиту многоцелевого транспортного корабля «Орион» в декабре 2014 г.

При создании скафандра для работы в открытом космосе, использовался костюм,  оболочка которого выполнена из углепластика и включает восемь колец из трехмиллиметровой стали, прикрепленных к специальным тросам. У Мэтта Дэймона только специальное крепление для выполнения трюков весило больше 25 килограммов, а если добавить вес шлема и скафандра, то в некоторых сценах ему приходилось носить на себе дополнительные 50 кг.

По словам члена команды каскадеров Леонарда Вудкока, на создание системы перемещения астронавтов ушло 150 м балок, 90 м профилей, 70 блоков и около 400 м специальной веревки Tech-12. «Я даже не знаю, сколько потребовалось лесов, – признается Леонард. – Я не мог сосчитать».

Команда, включающая 22 техника и 15 сотрудников компании Szalay, построила два полномасштабных планетохода. По своей сути, «Ровер» – это вездеход сельскохозяйственного назначения, и у него огромные шины, способные перемещать планетоход по грубой каменистой поверхности. Дизайн «Ровера» включает двери, открывающиеся как крылья с помощью гидравлического привода, ходовую часть и двухлитровый дизельный двигатель, хотя снаружи он украшен солнечными панелями, чтобы создавалось впечатление, что он работает на солнечной энергии. Техник по транспортным средствам Гленн Марш говорит: «Двигатель, работающий на солнечной энергии, играет важную роль в сюжете, поскольку это ограничивает скорость данного транспортного средства до 40 км/час. Это стало еще одной проблемой для Марка Уотни, когда ему нужно было добраться до места отлета в попытке спасения».

Читайте также:  Небольшая квартира с классическим шведским интерьером

Панели и люки «Ровера» были сделаны таким образом, чтобы их можно было быстро и легко убрать и обеспечить работу камер 4K, показывающих общение Марка Уотни с НАСА и то, как он управляет марсоходом. Как сказал Гленн Марш, «Ровер» был разработан для перемещения по пересеченной местности и до съемок в Иордании прошел небольшие испытания в Венгрии. Перед этим «Ровер» использовался в некоторых сценах, снятых в марсианском ландшафте павильона №6.

Широкое применение в проекте получили камеры GoPro. «Мы использовали GoPro в нескольких самых больших сценах фильма и они позволили нам запечатлеть не только необходимое напряжение и неизведанность моментов, но так же переживания и ощущения героя, – говорит Ридли Скотт. – Современные технологии, особенно такие как GoPro, дают возможность создателям фильмов рассказывать истории по-новому и двигаться к очень впечатляющим перспективам взаимодействия со зрителями».

Работы с GoPro начались с того, что Скотт использовал камеры как дополнительное оборудование, которое, благодаря своим размерам, могло уместиться на разных частях космических скафандрах астронавтов. При виде финальных кадров съемок Скотта обрадовало качество картинки, и он увидел особенности ракурсов GoPro, которые максимально реалистично передавали жизнь Марка Уотни на Марсе. В результате, использование кадров, снятых на GoPro, при финальном монтаже фильма увеличилось в несколько раз.

«Я не ожидал, что использование камер может повлиять на съемку фильма, – добавляет Скотт. – В итоге они стали основными спутниками главного героя фильма и смогли передать особую атмосферу происходящего. Мы крепили их на астронавтов, а персонаж Мэтта Деймона по-настоящему вел свои записи видео журналов на GoPro. Все эти небольшие детали съемок очень сильно изменили концепцию нашей истории, и она предстанет миру знакомыми узнаваемыми кадрами GoPro, чтобы стать еще более реалистичной».

Источник: http://www.kinometro.ru