Куда уходит высокая мода

Жан-Пьер Мошо, президент Французской федерации женского прет-а-порте, бьет тревогу: все больше знаменитых домов моды, среди них дом моды Жан-Поля Готье и даже традиционный дом моды Кристиана Диора, пользуются дешевыми «пошивочными услугами» в Китае, Индонезии или Восточной Европе. Гордая нашивка «Сделано во Франции» все чаще уступает место спрятанной на изнанке этикетке «Сделано в Китае». «Если вы покупаете костюм от Готье, то еще есть надежда, что его пошили во Франции. Мастерство мужских портных все-таки еще живет, — говорит господин Мошо в интервью радиостанции Deutschlandfunk. — Но если вы покупаете футболку или джинсы той же фирмы, то можете быть уверены, что они были произведены в Китае или Индии».

Коко Шанель, как известно, еще лично участвовала в примерке платьев своих клиенток и отлично владела ножницами и швейной машинкой. Но эти времена давно ушли в прошлое. Современные дома моды только разрабатывают модели, производство же в большей или меньшей степени делегировано фабрикам и мастерским. Это в чистом виде аутсорсинг, когда выполнение части работ передается на сторону. В идеальном случае дом моды является совладельцем производственной линии или, по крайней мере, сотрудничает с постоянными партнерами, в качестве работы которых не возникает сомнений. Но сотрудничество с маленькими европейскими мастерскими обходится дорого. По крайней мере пошивочные фабрики в странах Азии — на порядок дешевле.

Bildunterschrift: Кутюрье Ив Сен-Лоран, скончавшийся в 2008 году, считается одним из «последних праведников моды»: его модели делались исключительно в мастерской модельера. Сегодня многие из них заняли место в музее

Лишь за прошедшее десятилетие и в одной лишь Франции в сфере текстильного производства количество рабочих мест сократилось примерно на сто тысяч. И речь идет не просто о сокращении, исчезают целые ремесла. По оценкам Французской федерации женского прет-а-порте, за последние годы под угрозой закрытия оказались более тысячи маленьких эксклюзивных предприятий: корсажных мастерских, производителей пуговиц и кружева, ателье художественной вышивки. Или, скажем, в Париже почти не осталось профессиональных гладильщиков. Когда-то у каждого дома моды была своя «гладильня». «Мы утрачиваем знания и навыки, которые накапливались и отшлифовывались годами, — сокрушается Жан-Пьер Мошо. — У предпринимателей только одно в голове: быстро получить свою прибыль. Нам уже никогда не вернуть утраченного».

Читайте также:  Фестиваль ландшафтного дизайна "Императорские сады России" открылся сегодня в Михайловском саду - Культура&шоу - Gazeta.Spb

Куда же смотрят политики и общество? Разве высокая мода не является таким же достоянием французской культуры, как и французская кухня? Является! Поэтому в прошлом году министр промышленности Франции Кристиан Эстрози выступил посредником при заключении своего рода «договора о взаимной поддержке». Документ адресован действующим на международной арене французским домам моды и французским производителям. Эту «Хартию о правильном поведении» подписали десятки фирм, но пока она не возымела должного эффекта. По мнению месье Мошо, «дома моды схватятся за голову только тогда, когда их слава будет испорчена, а из-за низкого качества начнут падать продажи». Но процесс переосмысления ценностей уже начался, полагает он с несколько натянутым оптимизмом. Для того, чтобы люди научились ценить продукты питания местных производителей, тоже понадобилось время.

Если слава французской высокой моды, увы, меркнет, то немецкий стиль и модный дизайн — на подъеме. «В течение ближайших пяти лет Берлин займет место одной из модных столиц мира, наравне с Парижем или Миланом», — уверен берлинский кутюрье Михаэль Михальски (Michael Michalsky).

Bildunterschrift: Михаэль Михальски на показе коллекции на Берлинской неделе моды

Уже сейчас проходящая два раза в году Берлинская неделя моды (Berlin Fashion Week) привлекает более пристальное международное внимание, чем традиционные коммерческие дефиле в Милане. «Большие деньги по-прежнему делаются пока в Милане, но все свежее и интересное появляется именно в Берлине. За Берлином будущее!» — уверен Михальски. И он не одинок в этом мнении.

Одной из сильных сторон модного Берлина является, в частности, его географическая близость к странам Восточной Европы. Именно здесь показывают свои коллекции молодые дизайнеры из Болгарии, Венгрии, Польши и других стран. «Все без исключения директора ведущих домов моды приезжают сюда на поиски талантов», — выдает Михальски «закулисную информацию». По его мнению, сегодня «женскую моду представляют не легкомысленные дамочки в нарядных платьицах», а женщины, которые утром спешат на работу, а по дороге завозят ребенка в детский сад. «И при этом эти женщины хотят весь день выглядеть стильно и привлекательно», — говорит модный дизайнер. Именно Берлин олицетворяет для него «живую моду», которую можно увидеть на улицах столицы.

Читайте также:  Тольяттинский "АрхиМодус" выиграл престижный конкурс

Источник: www.dw-world.de