Ъ — Костюмная драма

выставка / мода Парижский Petit Palais принимает один из самых грандиозных fashion-проектов последнего времени. Это ретроспектива Ива Сен-Лорана, на которой представлено более 300 работ великого дизайнера, умершего два года назад. Рассказывает ОЛЬГА МИХАЙЛОВСКАЯ. Выставка организована фондом Сен-Лорана, которым руководит его вечный партнер в жизни и в бизнесе Пьер Берже при поддержке первой леди Франции Карлы Бруни, которая не раз на протяжении своей карьеры становилась моделью Сен-Лорана. Это сотрудничество отражено и в экспонатах выставки, так что Карле, несмотря на ее теперь уже долгую дружбу с Домом Dior, было, похоже, никак не отвертеться.

О том, что Сен-Лоран сделал в моде ХХ века, сказано и написано столько, что повторять как-то даже неловко. Однако собранные в едином пространстве, а тем более в величественном и гармоничном интерьере Petit Palais, все эти вещи выстраиваются в поразительно наглядную историю европейского послевоенного дизайна.

Начиная с его первых работ в Доме Christian Dior, где он с удивительным для двадцатилетнего мальчика профессионализмом развил несколько помпезный new look в более лаконичный и строгий стиль рубежа 1950-1960-х. Сквозь все его эксперименты с мужским костюмом (тут правильнее было бы, наверно, написать о «гендерных ролях», но неохота!), с его байкерскими куртками из крокодиловой кожи и, конечно же, брючными костюмами и смокингами, которые он превратил в униформу и вечный образец для подражания. И наконец, его эксперименты с искусством ХХ века ? от Бакста до Мондриана, от кубизма до сюрреализма. Его увлечения Россией и Африкой, Индией и Китаем, которые никогда не грешили этнографическим умилением, а всегда были верно угаданным настроением, выраженном в не менее точном дизайне.

По-настоящему понять и почувствовать все, что сделано Сен-Лораном-дизайнером, помогают его блистательные наброски, легкие и энергичные, словно сделанные совсем случайно, между делом. Фильмы и фотографии, реконструирующие эпоху, а точнее эпохи, в которые жил и работал Сен-Лоран.

Читайте также:  дизайн для всех

Так же органично и на удивление современно выглядят его вещи сегодня. Кстати, куда более современно, чем на закате его карьеры в 1990-е годы, когда уже больной и немощный, он все еще пытался руководить своим Домом. Тогда казалось, что его время ушло безвозвратно. И всякого, кто наблюдал за его мучительными потугами, не покидало чувство досады. Казалось, что человек такого дарования просто обязан понимать, что его время прошло и пора покинуть сцену. Но сегодня ? и в немалой степени благодаря этой выставке ? становится понятно, что мы все, кто судил его тогда так строго, оказались всего лишь недалекими fashion-журналистами, потому что даже то, что он делал в последние годы своей работы, смотрится сегодня безусловными шедеврами.

Вообще, эту выставку стоит смотреть всем, кто хочет заниматься дизайном профессионально, причем не только дизайном одежды. Висящий над входом в Petit Palais гигантский логотип Yves Saint Laurent бьет наповал. Первая мысль, которая приходит в голову,? кто сегодня смог бы придумать такой логотип. В том, как он нарисован, и энергичные острые линии его брючных костюмов, и минимализм его черных платьев, и нарочитая, на грани вульгарности, женственность его барочных платьев.

Конечно, ретроспективу Ива Сен-Лорана надо смотреть не один раз и даже не два. Такие вещи тренируют глаз и чутье. Но к нам они почему-то никогда не приезжают. Ужасно обидно.

Источник: www.kommersant.ua