Композиция рисунка. Часть 6

Важнейшая сторона дипломного проекта — образное решение изделия и его выражение в графической части диплома. Для этого большая часть заданий по интерьеру решается с усилением внимания к выявлению образности интерьеров различных эпох. Поиск образного начала требует активного творческого осмысления интерьерной ситуации и полного отказа от чертежных методов работы.

Варианты таких поисков иллюстрируются в данной главе композициями с разным уровнем графического выражения образности. В ряде случаев студентами-орнаменталистами могут быть представлены серии работ, где основное эмоциональное напряжение выражено в ритмических отношениях плоскостных форм.

Подводя итоги изложенному материалу, перечислим кратко основные принципиальные моменты графического образования, необходимые художникам текстильной и легкой промышленности.

1. Конструктивное, аналитическое понимание натурной формы, которое является началом формирования дизайнерского мышления.

2. Рисунок простых по конструкции предметов (куб, табурет, стул и т. п.) в пространстве интерьера (на заданиях I-II семестров) необходимая ступень в изучении не только проблем рисунка, но и проблем художественного проектирования.

4. Знание анатомии — существенный фактор, стимулирующий успехи в овладении рисунком живой модели, так как она помогает рациональному осознанию структурного построения человеческого тела.

5. Знание перспективы с учетом особенностей творчества художников промышленности, развивающее пространственное мышление.

6. Рисунок объемных форм с натуры (особенно рисунок обнаженной модели), являющийся основой всего процесса рисовальной подготовки.

7. Набросок, особенно фигуры человека, как один из кратчайших путей к овладению рисовальными навыками.

9. Зарисовки растений, архитектурного пейзажа и ландшафта как одна из возможностей самостоятельно отражать в своем творчестве то, что представляется наиболее существенным в природных формах.

Эти основные принципиальные моменты графического образования художников-технологов в значительной степени действуют и в последующий период их деятельности, так как рисовальные навыки должны поддерживаться практически постоянно. Наилучший способ не растерять знания — это выполнение рисунков и набросков обнаженной и одетой фигуры человека. Человеческое тело является наиболее сложным и гармоничным объектом, позволяющим при его изображении включать в работу все резервы своего рисовального опыта. Для контрастной смены изобразительных объектов и всей рисовальной ситуации работу над фигурой человека в помещении целесообразно чередовать с рисунками пейзажа, растительных и других форм на открытом воздухе.

Читайте также:  Основные принципы ландшафтного дизайна

Особенно полезны для молодых художников пейзажные рисунки с растениями. Их можно рассматривать как углубление темы «Изображение растительных мотивов». Природа — наш вечный учитель. Общение с ней стимулирует достижение новых высот мастерства в течение всей творческой жизни. На творческих отчетах, практикуемых художниками-технологами текстильных производств, традиционно показываются лесные пейзажи и пейзажи с открытым пространством.

В ландшафтных композициях деревья, кустарники, цветы вступают в сложные пространственные связи, как между собой, так и с землей, камнями, облаками. Орнаменты имеют особую магию. Создается впечатление, что они не сочинялись, а родились сами собой, что они — часть живой природы.

Пейзажи с элементами архитектуры, фигурами людей выполняются и модельерами, и орнаменталистами, так как изучение пластических связей форм человека с растительными формами и экстерьерами зданий необходимо всем художникам текстильной и легкой промышленности. Стилевые изменения сдвигают акценты в этих связях, но никогда не разрывают их. Осознание путей смены акцентов — ключ к пониманию тенденций формообразования в текстильном орнаменте и в костюме. В зависимости от целей работы пейзажи исполняются как в линейно-объемном, так и в плоскостном решениях с применением всех необходимых выразительных средств рисунка. Линейно-объемные решения строятся с учетом законов линейной и воздушной перспективы, плоскостные — с использованием условных чертежных приемов с условными поворотами плоскостей и разномасштабностью.

Общие методические принципы работы с пейзажными композициями могут быть схожи с принципами работы над изображением интерьера, только пространство в данном случае ограничивается не стенами сооружения, а линией горизонта. Как и при изображении интерьера обычно исполняются длительный рисунок пейзажа, зарисовки и отработанные графические листы. Образ пейзажа решается не только на основе форм пейзажных мотивов, но и с активным использованием уникального естественного освещения, делающего неповторимым каждое состояние природы.

Читайте также:  Дизайн-проект квартиры. Заказать профессионалу или сделать самостоятельно?

Повышение квалификации, развитие отдельных специальных знаний идет в основном по пути пополнения багажа графических приемов и техник, которых бесконечное множество. Кроме того, искусство не стоит на месте, и в различных видах графики возникают идеи, быстро проникающие и в прикладное творчество. Время от времени появляется даже мода на те или иные графические техники, захватывающая и художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности. Освоение новых графических приемов и техник, естественна, отражается на методике исполнения различных видов зарисовок, рисунков по представлению и воображению.

Процесс демократизации нашего общества, активный культурный обмен с различными странами позволяют художникам получать обширную информацию в области искусства. Необычайно быстро развивается отечественное художественное проектирование. Все это не может не повлиять на программы учебного рисунка. Сложившаяся к настоящему времени и отраженная в данном учебном погибни системы подготовки, конечно, не имеет и не может уже иметь застывших границ. Курс рисунка совершенствуется и обогащается как отечественным, так и зарубежным опытом подготовки художников.

Академический (базовый) рисунок — наиболее устойчивая часть курса. Он развивается за счет методического совершенствования. Тенденции к изменениям наиболее четко прослеживаются в курсе специального рисунка.

Основой совершенствования курса рисунка авторы считают материалистический метод познания мира, который позволяет с научных позиций анализировать натуру, изучать закономерности взаимодействия форм в объектах природы, понимать, как развивается окружающий нас мир. В то же время он позволяет существовать методике учебного рисунка, где форма в пространстве трактуется не как нечто незыблемое, а подверженное логической трансформации. Это необычайно важно, так как современный художник промышленности все чаще и чаще сталкивается с проблемой создания изделий, не имеющих аналогов в прошлом.

Читайте также:  TwistekCase

С тех пор как графическое изображение и умение выполнять композиционные решения различными графическими средствами и приемами стало неотъемлемой частью художественно-промышленного образования, в рисунок художника-технолога стали проникать элементы графической рекламы. С 1960-х годов введение рекламных форм рисования в учебную работу постепенно усилилось и к настоящему времени в курсе специального рисунка рекламная подача текстильных изделий занимает прочное место. В последние годы были проведены экспериментальные занятия по графической рекламе, позволяющие надеяться на более широкое и разноплановое использование в учебном процессе постановок с элементами рекламной подачи различных текстильных изделий как у будущих модельеров, так и у орнаменталистов.

Источник: mgudt.com