История вещей, костюма, искусства, мебели, интерьера и быта от художника кино. — Жемчужное ожерелье. История в картинках.

Жемчужное ожерелье- украшение с одной из самых длинных историй.

Жемчуг входил и выходил из моды, но ожерелье из него благополучно сохранилось до наших дней в качестве любимого украшения женщин самых разных слоев и достатка.

До 15 века, когда был изобретен способ шлифовки алмазов и появились бриллианты, жемчуг считался самым драгоценным из сокровищ.

В предыдущем посте про жемчуг было множество картинок, на которых дамы и их платья буквально обсыпаны жемчугом, но такая роскошь была доступна лишь до истощения его естественных запасов.

На протяжении веков легендами был окружен не только жемчуг, но и его добыча, связанная с неимоверными трудностями и риском.

Натуральный, природный жемчуг встречается крайне редко и стоит очень дорого. Такой натуральный жемчуг добывался на Цейлоне и в Южной Индии, в Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Также жемчуг встречается на Таити, в Японии, Мексике, Панаме и США (Калифорния).

Lucas Cranach the Elder.

В 16-17 веках конкистадоры грабят богатейшие храмы, завоеванных ацтеков, и из Америки в Европу попадают около двух тысяч килограммов жемчуга. Рынок растет с необычайной скоростью и наступает Век Жемчуга.

Он стал доступен не только высшей знати, но и более широким социальным слоям. Остановить моду на жемчуг уже не в силах королевскими указами.

Ни один портрет того времени не обходится без роскошных украшений из редкого жемчуга Нового Света, но был популярен и пресноводный жемчуг.

Ожерелья часто дополнялись подвеской из более крупной жемчужины или драгоценных камней.

Lorenzo Costa, Italian (Ferrarese), about 1460–1535

Bianca de’ Medici, Bronzino, 1542.

Eleanora de’ Toledo and her son Don Giovanni de’ Medici, Bronzino, 1550.

1622-1625 Anne d’Autriche by Peter Paul Rubens (Norton Simon Museum in Pasadena, California)

Henrietta Maria, Van Dyck, c 1636. Photo: San Diego Museum of Art.

1632 Henrietta Maria by Sir Anthonis van Dyck (Royal Collection)

Charlotte Marguerite de Montmorency, ca 1610.

1616 Elizabeth Poulett by Robert Peake (Tate Gallery)

Portrait of Jeanne de Marigny, attributed to Charles (1604-92) and Henri Beaubrun (1603-77), Paris, about 1650-60, oil on canvas. Photo: Victoria and Albert Museum, London

Lady Catherine Howard, Van Dyck, 1638. Photo: Christie’s.

1663 or later (estimated) Anne de Rohan-Chabot, Princesse de Soubise, Lady-in-Waiting to Queen Marie Therese by the Beaubrun brothers studio (Versailles

Henriette-Anne d’Angleterre, duchesse d’Orleans (1644-1670) by ? (Versailles)

Читайте также:  Составление сметы на ремонт квартиры или офиса – один из важнейших этапов ремонта

1667 ot later (estimated) Elisabeth d’Orleans, Duchesse de Guise by ? (Versailles) photo credit — Gérard Blot

Montespan in gold dress by Caspar Netscher (location unknown to gogm)

Portrait presumed to be Mademoiselle de la Valliere receiving presents from the King attributed to Louis Elle the Elder (Versailles)

Anna Maria (Brudenell),) (1642 – 20 April 1702) Countess of Shrewsbury by Sir Peter Lely (National Portrait Gallery, London)

1677 Queen Mary II by Sir Peter Lely (location unknown to gogm)

Anne-Marie-Louise d’Orléans, dite La Grande Mademoiselle by Louis Ferdinand Elle (Christie’s)

Sophie Dorothea of Celle, wife of King George I, before he ascended the throne in 1714. Her two children George Augustus and Sophia are also with the mother.

1718-1722 Isabel de Farnesio, reina de España by Miguel Jacinto Melendez (Prado)

Infanta Maria Antonia Fernanda (1729-1785), Queen of Piedmont-Sardinia by Anton Mengs studio (Versailles) bodice

Detail of Portrait of Mrs. Andrew Lindington, by Joseph Wright of Derby, c. 1761-63, Philadelphia Museum of Art.

Detail of Portrait of Mrs. William Mills (Rebecca Pritchard) and her daughter Eliza Shrewsbury, by James Earl, 1794-96, Winterthur

Portrait of Marie Antoinette by Alexandre Kucharski, probably around 1791, at the height of the French revolution

Елизавета Алексеевна, Луиза-Мария-Августа Баденская

Портрет императрицы Александры Фёдоровны.

К 19 веку эра жемчуга заканчивается. Импорт жемчуга из Индии, Китая и Америки значительно сокращается по естественным причинам- истощению ресурсов.

Вторая причина- в Бразилии были обнаружены кимберлитовые трубки, и в 18 веке аристократия изменила свои вкусы, предпочитая жемчугу бриллианты. Они и выходят на первый план.

Дворовый этикет теперь предписывал носить жемчуг уже на полуофициальные приемы и мероприятия.

Новая аристократия выбрала свой символ власти – бриллиант.

Что интересно- падение интереса знати к жемчугу только усилило желание буржуазии его иметь.

В 19 веке жемчуг получает более широкое распространение среди богатых, но не титулованных граждан Европы.

Во второй половине 19 века состоятельные предприниматели могут позволить себе украшения уровня аристократии, просто заказывая копии у ювелиров. В моду входят длинные ожерелья из нескольких нитей, и жемчужная тиара – a must того времени.

19 век стал последним этапом в эре природного глубоководного жемчуга.

К началу 20 века ресурсы природного жемчуга по всему миру были истощены зверским способом добычи. Ради одной крупной жемчужины безупречной формы торговцы вылавливали и вскрывали до 10 000 устриц.

Читайте также:  "Fuck Euro-2012" - захисники тварин закликали бойкотувати футбол

В результате были уничтожены целые поколения устриц. Украшения из жемчуга минимизируются до одной нити.

Торговцы отправляются в поисках жемчуга дальше Индии и Китая. Они добираются до Австралии, Французской Полинезии и Японии.

Цена на жемчуг резко возрастает, так например, знаменитый ювелир Жак Картье приобрел небольшой магазин на легендарной 5-ой авеню в Нью-Йорке всего за два ожерелья из морского жемчуга.

Portrait of Empress Eugenie in 1853, wearing the famous pearl parure

Maria of Bavaria, Stieler, 1826.

В России первые упоминания о жемчуге можно встретить в Сборнике Святослава, 1161 год – где автор называет жемчуг талисманом долгой и счастливой жизни.

Особенно ценили на Руси жемчуг, добываемый в реках на северо-западе страны. В средние века жемчуг был излюбленным камнем знати для украшения одежды, женских головных уборов – кокошников, одеяний церковных служителей и церковной утвари.

Как и в Европе- жемчуг становится модным и в России.

В начале 17 века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы-жемчужники.

Церковь владела монополией на добычу жемчуга в России. По количеству жемчуга на одежде служителя определяли его церковную иерархию – чем больше жемчуге, тем выше сан.

До сих пор почти в каждой православной церкви есть чаши и иконы, украшенные жемчугом. Многие жемчужные украшения сохранились в лучших музеях страны – Оружейная палата в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в сокровищнице Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде.

Петр Первый основывает светскую власть и провозглашает себя императором. Так церковь была лишена многих богатств, в том числе и монополии на жемчуг.

Он издает указ в 1721 году, согласно которому весь найденный жемчуг должен сдаваться в казну государства. Позже указ редактируется, и только крупный жемчуг считается собственностью Императора,с одним только условием: самый крупный и чистый жемчуг должен был доставляться в коммерц-коллегию, за что нашедшему выплачивалось денежное вознаграждение.

Украшения с жемчугом любили носить царственные особы. Особенно в сочетании с придворным костюмом в русском стиле, с кокошником:

А.Малюков.1836. Портрет Александры Федоровны в русском костюме.

Portrait of Empress Marie Alexandranova in Pearls and Bodice Brooch

Крамской.

Portrait of Empress Maria Fiodorovna in a Head Dress Decorated with Pearls

Cartier tiara/necklace belonging to Maria Feodorovna (26 November 1847 – 13 October 1928), born Princess Dagmar of Schleswig-Holstein-Sonderburg-Glücksburg and later Princess Dagmar of Denmark — Empress consort of Russia as spouse of Emperor Alexander III.

Читайте также:  Студия текстильного дизайна МУАР | Пошив штор, покрывал, изготовление жалюзи, оформление банкетов, свадеб, гостиниц в Казани

Tsarina Maria Alexandrovna, Winterhalter, 1857.

Последняя российская императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) также очень любила украшения с жемчугом. С этим драгоценным камнем связана одна из традиций царственного семейства Романовых: каждой княжне дарили один бриллиант и одну жемчужину, тем самым собирая приданое к их совершеннолетию. Так получались бриллиантовое и жемчужное ожерелья.

Александр МАКОВСКИЙ (1869-1924). Портрет императрицы Александры Фёдоровны.

Идея выращивать жемчуг никогда не оставляла человечество.

Первые попытки культивирования жемчуга были предприняты китайцами 3000 лет назад.

В раковины пресноводных двустворчатых моллюсков с помощью раздвоенной бамбуковой палочки они закладывали шарики ила, смешанного с соком семян камфорного дерева, иногда шлифованные кусочки перламутра раковин-жемчужниц.

Затравки закреплялись на внутренней стенке раковины и со временем покрывались перламутровыми слоями.

Современная технология культивирования жемчуга была изобретена японцем Микимото на рубеже 20 века. Благодаря его новаторским усилиям, японский жемчуг Акойя вновь стал желанным украшением для женщин всего мира.

В начале 20-го века в моду входит восточная тематика и опять появляется интерес к жемчугу.

В эти годы в моде были длинные нитки жемчуга, иногда в несколько рядов спадающие на грудь и на декольтированную спину.

portrait of Wally Toscanini 1925 by Alberto Martini (detail)

The trademark 1920s bonnet and pearls combo.

«Жемчуг всегда прав», — заявила Коко Шанель, сделавшая жемчуг самым демократичным украшением, которое украсит любую женщину и подходит к любой одежде.

Великолепная жемчужная нить украшала шеи и декольте знаменитых Жаклин Кеннеди, Грейс Кели, Мерлин Монро и многих других:

Marylin Monroe with chandelier pearl earrings and a unique pearl and scarf pairing

Сара Джессика Паркер, как всегда- ни в чем себе не отказала.

Жемчужное ожерелье до сих пор популярно, его носят и королевы, и обычные женщины.

Пусть жемчуг искусственно выращенный, или ожерелье- откровенная бижутерия, его всегда можно красиво обыграть.

НАЧАЛО:

   

Источник: http://marinni.livejournal.com