История успеха Владимира Пирожкова

В гостях: Владимир Пирожков, промышленный дизайнер, президент центра промышленного дизайна «АСТРАРОССА».

ЛИХАЧЕВА: Доброе утро, вы слушаете » Финам FM «, меня зовут Елена Лихачева. Здравствуйте. На мой вопрос до программы, о том, что значит, в глобальном смысле, заниматься профессией, которой занимается наш сегодняшний герой, он ответил: «Ну, если бы я занимался этим за границей, то там, конечно, это здорово, классно и престижно. У нас в стране все, скажем так, несколько тяжелее, потому что: а) никто не знает; б) до этого еще далеко». Может быть, не очень далеко, благодаря как раз таким гостям, как у нас сегодня. А сегодня у нас в гостях Владимир Пирожков. Доброе утро.

Как это делалось: Окончил Свердловский архитектурный институт по специальности художник-конструктор, а так же Швейцарский «Art Center College of Design» по специальности транспортный дизайн. Учился в Швейцарии у дизайнера Луиджи Колани, работал в техническом центре компании «Citroen», позже в европейском дизайн-центре «Toyota». Являлся разработчиком интерьеров целого ряда моделей, а также концепт-каров «Citroen» и «Toyota». В 2007 организовал и возглавил мультиотраслевой центр промышленного дизайна «АСТРА РОССА». В настоящее время Владимир Пирожков президент центра «АСТРА РОССА», почетный член-корреспондент Академии художеств России.

ЛИХАЧЕВА: Владимир, еще раз доброе утро, спасибо за то, что приехали к нам сегодня. Вы же, в принципе, долгое время были не российским дизайнером, то есть очень долгое время, как в 22 года попали за границу и только сейчас, когда почти 40 лет стукнуло, вернулись обратно, поэтому можете сравнить. Расскажите, насколько долго ситуация вокруг вашей профессии будет совсем не такой, как за границей? То есть, долго или не очень долго, или прямо, ой-ой, как долго? Давайте, как-нибудь утешьте меня.

ПИРОЖКОВ: Давайте от реалий отталкиваться действительно. Дело в том, что промышленный дизайнер имеет отношение к промышленности прежде всего, и, когда будет промышленность, тогда и будет дизайн. Второй момент такой, что у нас уже была ситуация, когда была промышленность, но дизайна было очень мало, он был, но был в зачаточном состоянии, потому что у нас не было информации того, что происходит вокруг.

ПИРОЖКОВ: 60-е годы, потому что дальше 60-х мы практически ничего не делали, у нас, скажем так, бурный рост, такой конвейер инноваций был в 50-60-е годы в послевоенное время и, тогда Советский Союз действительно выдавал очень много интересных, новых, как сейчас модно говорить, инновационных проектов того, чего никогда раньше не было. Но это все было построено больше на функции, эстетики там было гораздо меньше, это было сильно связано с железным занавесом и так повелось, что в России мы или копировали что-то или делали, как считали нужным, при этом это было достаточно кондово, что тоже стильно, на самом деле.

Читайте также:  Архитекторы из OMA разработали дизайн магазинов американского бренда Coach

ЛИХАЧЕВА: Ну да, и сейчас мы любим всю эту советскую символику не только потому, что мы были молодыми, а поэтому, что она на самом деле очень интересная, манкая, прикольная, грамотная.

у нас в России, не было культуры дизайна достаточно долго, и она только начинает, на самом деле, начинает рождаться. Сейчас очень многие русские ребята учатся за границей и, скажем так, набираются мяса.

ЛИХАЧЕВА: Давайте, дадим конкретную рекомендацию тем молодым парням и девушкам или, может быть, родителям у которых в семье молодые парни и девушки сейчас хотят заняться этой и у нас тоже очень модной и престижной профессией, что бы вы не говорили, куда им лучше всего податься? Допустим, это промдизайн, давайте так сузим немножко.

ПИРОЖКОВ: …И стекло, и кожа, и дерево, и металл, все, что хотите и это все в четырех метрах. Поэтому, есть так называемые пирамиды дизайна, вот наверху автомобильные дизайнеры, потом идут какие-то еще, скажем, авиация, корабли, и так далее, а потом уже пошел fashion, пошел ландшафтный дизайн, пошел интерьер-дизайн, может быть, прически. То есть, я сейчас задаю вопрос людям в Москве: «Что в вашем понимании дизайнер?» Они спрашивают меня: «А вы кто?» Я говорю: «А что вы сейчас услышали?» А они отвечают: «Ну, как, наверно, камешки выкладываете в садах у богатых людей». Вот понимание какое – выкладывать камешки в садах у богатых людей. Нет, это не так. И, например, те же самолеты, поезда и те же ложки, вилки, наушники, которые у нас с вами одеты, и так далее – это все промышленный дизайн. Я не хочу много пафоса здесь делать, просто всегда нужно относиться профессионально к своей профессии. Что можно посоветовать детишкам и особенно родителям, давайте будем честными – в России всегда была очень хорошая школа и в дизайне в том числе.

Читайте также:  Nissan представит новый Murano уже в апреле

ПИРОЖКОВ: У нас из космоса можно такие картинки делать, огромные такие угольные карьеры Сибири. А, если вы выберете, например, дизайн автомобилей, то поскольку у нас нет автомобильного производства и все, скажем так, весь R&D, так называемый researching development по-английски и НИОКР – научно-исследовательские и конструкторские работы, все ушли за границу, мы больше ничего не делаем. Поэтому смысла в автомобильном дизайне в России нет. Я знаю, что мальчишки рисуют на партах автомобили и бредят ими – это все понятно, я сам такой был, но это нужно делать там.

ПИРОЖКОВ: Ну, три школы четко совершенно – это, я считаю, первое место в России имеет Уральская академия архитектуры, где я учился, раньше она назвалась Свердловский архитектурный институт. На мой взгляд, второе место это – Строгановское училище в Москве, так это раньше называлось училищем, сейчас это тоже академия, естественно.

ПИРОЖКОВ:  Академическое образование, первые три курса, вот очень хорошо. А потом уже начинается такая немножечко грустная история, потому что у нас нет промышленности. Вот это главная проблема и, собственно говоря, в начале нашей программы вы спросили, как быть в России дизайнерам – нет промышленности, нет промышленного дизайна. No money, no honey – как говорится.

ПИРОЖКОВ: Вот смотрите, там тоже есть четыре или пять школ очень крутых, но это в зависимости от бюджета родителей, скажем так.

ЛИХАЧЕВА: Сколько там в среднем год стоит? Многие москвичи вполне могут продать одну из квартир и запросто.

ПИРОЖКОВ: Потом, годика два-три нужно поучиться, но… Ну, поучились, хорошо, но там же тоже не огромное количество мест свободных, поэтому нужно будет рубиться и, самое важное, в той рубке, которая там будет, это иметь академику. Это как раз уметь рисовать, выстраивать, доносить мысль свою, и так далее. Вот в этом мы молодцы в России – они так не умеют. Поэтому, обязательно сначала надо здесь это сделать, а потом рвать, как говориться, когти туда. Но проблема в том, что с рвением когтей, сейчас очень много разговоров идет о том, что как возвращать специалистов? Они же остаются там. В свое время я очень активно проталкивал ребят туда, потому что талантливые наши парни и девчонки уехали туда, я помогал им там устраиваться, находил места и так далее. Сейчас много наших ребят там работает, в том числе и с моей поддержкой, начинают потихоньку жужжать из серии: «Ну, я бы хотел вернуться, подо что? Какой проект здесь есть?» – «Никакого, ребята, здесь проекта нет». Поэтому, если сам себе не придумаешь проект, что я сейчас как раз и делаю, я пришел к тому выводу, что нужно делать проект самому. Придумывать самому, а потом идти и пробивать его, скажем так, венчурная история.

Читайте также:  В экипировку десантников добавят элементы ГЛОНАСС

ЛИХАЧЕВА: Да, понимаю. Мы обязательно сегодня будем говорить именно о вашем проекте, который вы придумали. Вы вернулись в 2007, да?

ЛИХАЧЕВА: Вот сейчас давайте прервемся буквально на одну минутку, рекламная пауза у нас впереди, мы в прямом эфире, Владимир Пирожков, человек, который, пожалуй, из всех наших промышленных дизайнеров, современных, я имею в виду, добился наиболее впечатляющих результатов – он долгое время был ведущим дизайнером в «Toyota» и «Citroen», несколько лет назад вернулся в Россию и, теперь продвигает собственный проект. Он является президентом центра промышленного дизайна «АСТРА РОССА». Буквально через минуту мы вернемся, а вы можете задать ваши вопросы. Можно воспользоваться нашим сайтом www.finam.fm, можно прислать нам SMS по номеру 5533. Все ваши вопросы должны начинаться на русскую букву «Я», пробел, потом ваш вопрос. Мы вернемся с Владимиром Пирожковым очень скоро.

Источник: finam.fm