История одного концепта: Bizzarini Manta. Часть 1

Однообъемный клиновидный кузов с двухсекционным лобовым стеклом, необычная бирюзовая окраска и трехместный салон с расположением водителя по центру — на Туринском моторшоу в ноябре 1968 года среднемоторный концепт-кар Bizzarrini Manta произвел фурор. Публика и пресса вопрошали: кто же сотворил это чудо для маленькой фирмы, которая с момента своего основания едва сводила концы с концами? Джорджетто Джуджаро? Но ведь он — ведущий стилист Ghia, разве нет? Между тем, на боках машины значилось иное доселе никому не известное название — ItalDesign.

Основание собственной дизайн-студии для Джуджаро было лишь вопросом времени — это становится понятным уже после беглого ознакомления с ранним периодом его карьеры. В 17 лет — сотрудник Центра стиля Fiat, взятый на работу самим Данте Джакозой, а в 21 год — главный дизайнер знаменитого ателье Bertone. Там за шесть лет, с 1959 по 1965 год, под его началом было спроектировано два десятка автомобилей, включая серийные Alfa Romeo 2000 Sprint и Fiat 850 Spider и концепты Alfa Romeo Canguro и Chevrolet Testudo. Затем переход в Ghia, где из-под пера Джуджаро вышли спорткары De Tomaso Mangusta и Maserati Ghibli.

Мысли о создании собственной компании появились у Джуджаро весной 1967 года, но окончательное решение было принято, когда к будущей фирме согласились присоединиться специалист по технологическим процессам Лючано Босио и фиатовский инженер Альдо Мантовани.

Июль 1968 года: на первых эскизах Bizzarrini Manta не сильно похожа на готовый автомобиль, но уже присутствует главный формообразующий элемент — однообъемный клиновидный силуэт. Тем не менее, пока что Manta – это обычная машина, с опускными боковыми стеклами, дефлекторами вентиляции салона и хорошим обзором назад.

Так 13 февраля 1968 года в пригороде Турина Монкалиери родилось ателье Studi Italiani Realizzazione Prototipi или, сокращенно, SIRP. В переводе — «Итальянская студия создания прототипов». Не слишком благозвучно, зато очень точно по сути: компаньоны заявили о готовности выполнять полный комплекс работ по проектированию, макетированию и запуску в производство автомобилей. Ближе к осени компания сменила название на ItalDesign.

Читайте также:  Дизайн магазина, бутика - Дизайн студия "Акварель" (Ростов-на-Дону)

А это — конечный вариант, август 68-го. Основательно переработана передняя часть, боковые стекла стали неподвижными, а капот расположенного в базе мотора почти параллелен земле. Салон получил необычную компоновку: водитель — по центру, пассажиры — по бокам.

Как лучше всего заявить о себе на дизайнерском рынке? Конечно, с помощью эффектного концепт-кара! Идеальным местом для его премьеры стал проходивший осенью «домашний» Туринский автосалон —Мекка для дизайнеров и одновременно ярмарка тщеславия, где итальянские «карроццерии» бахвалились своими проектами. И раз уж был провозглашен курс на симбиоз стайлинга и инжиниринга, о пустотелом макете не могло быть и речи — только функциональный автомобиль. Вот только у новоиспечённой компании не было подходящего спортивного шасси для будущей модели. Именно спортивного, ибо формат Gran Turismo, как ни один другой, располагал к воплощению самых смелых идей.

Взяв за основу простейшую однообъемную форму, я достиг, как мне кажется интересного результата. В 60-х годах дизайнеры среднемоторных машин стремились сбалансировать их облик визуальным облегчением задней части — я же, наоборот, позволил занять двигателю все доступное место.

Со спортивными автомобилями в Италии проблем не было, в 60-х годах в стране регулярно проходили гоночные соревнования, технику для которых готовило множество фирм и мастерских. Выбор Джуджаро пал на Джотто Биззаррини, с которым он был знаком со времен работы в Bertone и который, поработав в Ferrari (он создал легендарное купе 250 GTO) и поучаствовав в еще нескольких проектах, теперь выпускал в Ливорно спорткары под своей собственной маркой. Увы, дела у компании Bizzarrini шли неважно, а первый ее среднемоторный спорт-прототип P538 после очередного изменения регламента гонок в Ле-Мане и вовсе остался не у дел. Одну такую машину без кузова и передали дизайнеру, а взамен… Отнюдь не в характере Биззаррини было отождествлять помощь и благотворительность — он немало выручил за само шасси, а в случае продажи шоу-кара, что тогда случалось сплошь и рядом, ему вдобавок причиталась половина прибыли.

Читайте также:  Садовые площадки в ОБИ – оазис в мегаполисе.

В основе концепт-кара — гоночная баркетта Bizzarrini P538: трубчатое шасси, кузов из фибергласса, независимые подвески и расположенный за сиденьями мотор — доработанная самим Биззаррини V-образная «восьмерка» Chevrolet 5.3 либо четырехлитровый Lamborghini V12, который, к слову, был спроектирован его же фирмой Autostar. На снимке — версия с двигателем Lamborghini, а Джуджаро досталась машина с мотором Chevrolet.

Эх, знал бы Джотто Биззаррини, что в итоге будет создано на его шасси, — наверняка помог бы безвозмездно, а то и приплатил бы! Ну, или хотя бы настоял на добавлении эмблемы своей фирмы на машину, к которой по факту и в глазах всего автомобильного сообщества оказался причастен постольку-поскольку. Все же Manta — это, по большому счету, ItalDesign, а не Bizzarrini, и вся слава за ее создание досталась Джуджаро.

И слава заслуженная. Появление Манты пришлось на тот переломный период, когда в автомобильном дизайне округлые пышные формы родом из 50-х уступали место новому стилистическому течению: плоским граням и острым углам… Причем в сегменте дорожных спорткаров этот процесс протекал параллельно с ростом популярности среднемоторной компоновки, уже успевшей свою состоятельность в гонках. До кардинальной смены облика спортивных машин оставался один шаг — всего-то и нужно было что заострить и предельно занизить переднюю часть, придав ей выгодную в аэродинамическом плане форму клина. Благо, перенесенный в базу двигатель этому больше не мешал.

Идея, кажется, витала в воздухе, а материализовалась в 1968 году, когда дизайнеры, словно переступив некий порог, как по команде начинают отсчет «эпохи клина». Пока что — в виде концепт-каров. В октябре на Парижском автосалоне дебютирует удивительное купе Alfa Romeo Carabo постройки Bertone, а месяцем позже в Турине ателье Pininfarina выставляет закрытую двухдверку Ferrari P6. И, конечно, Bizzarrini Manta новорожденной студии ItalDesign. По провокационности дизайна эта троица была вне конкуренции!

Читайте также:  Peugeot Россия представила гамму корпоративного транспорта на презентации в Туле

При этом клиновидность пининфариновского P6 проста, но это как раз тот случай, когда скромность не красит: пропорции и форма динамичны, а вот пластика не цепляет. А Carabo, наоборот, насквозь пронизан идеей пересекающихся под разными углами плоских поверхностей — цепляясь одна за другую, они превращают автомобиль в подобие космического глайдера из фильма о звездных пришельцах. Но в обоих случаях между передней частью и лобовым стеклом присутствует уступ, «ломающий» объем. А вот силуэт однообъемной Manta — это клин, доведённый до совершенства, абсолютный клин!

Тeги статьи: Bizzarrini , Design story , 1968 Bizzarrini Manta , P 538 Manta (1968) , Giugiaro

Также по теме: Статьи:

Источник: http://www.cardesign.ru