Харьковский дворик Зинаиды Серебряковой

Зинаиду Евгеньевну Серебрякову не назовёшь забытым художником, хотя её персональных выставок на родине действительно было мало. Между мирискуснической выставкой в Москве 1910 г. и выставками 1965–1966 гг., когда её картины вернулись на родину (и более 20 полотен приобрёл Русский музей), — огромный промежуток.

10 декабря по новому стилю, а именно эту дату указала сама художница в автобиографии, исполняется 130 лет со дня рождения художницы, скончавшейся в 1967 г. в Париже.

З.Е. Серебрякова — одно из ярких имён, представляющих Харьковщину в мире — как биографически, так и своим творчеством, его уровнем и содержанием. Ведь здешняя земля, а именно имение Нескучное, его людские образы и пейзажи, изобильно представлены в творчестве Серебряковой.

В Харькове есть старый дворик, хранящий память о знаменитой землячке; цела и деревянная терраска, на которой Серебрякова провела несколько лет жизни со своей семьёй. Ее художница арендовала для жилья в 1919—1920 гг. Это дом по улице Краснооктябрьской, 25. В дореволюционные времена улица называлась Конторской.

Из имения Нескучного, из-под Харькова, которое сожгла какая-то банда, — в «скучный» и, кажется, уже тогда готовый развалиться дом на улице Конторской, Серебрякова переехала, остановившись в трёх комнатах, вместе с матерью, Екатериной Николаевной Лансере, и четырьмя детьми.

Муж художницы, инженер-путеец Борис Серебряков, отбыл искать работу, вроде бы в Оренбург. (С Борисом Зина Лансере познакомилась в имении Нескучном. Детская дружба выросла в большое чувство. Несмотря на кровное родство — он был её двоюродным братом, на разницу вероисповедания — он был православный, она — лютеранка, в 1905 г. они всё-таки поженились.) Б. Серебряков, возвращаясь в Харьков, заразился в поезде сыпным тифом и, по возвращении, «сгорел» за четыре дня. Был похоронен близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе в Харькове. Прожив по кончине супруга в Харькове ещё два нищих года, Зинаида уехала в Петербург, а затем в 1924-м – в Париж, до конца дней сохранив верность покойному супругу.

З. Серебрякову, родившуюся в знаменитой творческой семье Бенуа-Лансере, сравнивали с Боттичелли и Ренуаром. Дед, Николай Бенуа, был архитектором, дядя, Александр Бенуа — выдающимся художником, мать Екатерина Николаевна — художником-графиком, отец Евгений Лансере — скульптором, мастером малой пластики. Зинаида родилась в 1884-м, отец умер от туберкулеза в 1886 г., потому воспитывалась в семье деда. Она была одной из первых российских женщин-художниц, получившей известность еще в молодости своими работами, написанными в семейном имении Нескучное под Харьковом.

Серебрякова едва не стала академиком Императорской академии художеств — впервые за 160 лет существования к этому титулу представили женщину. Однако присвоить не успели — помешала революция.

Авторитетный критик и художник А. Бенуа писал о своей племяннице: «Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой „улыбкой во весь рот“, что нельзя не благодарить её… Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая… радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…».

В Харькове есть доброхоты, всячески поддерживающие в городской культурной среде память о Серебряковой, устанавливающие памятные доски, разрабатывающие проект виртуального музея «Зинаида Серебрякова на Харьковщине», проводящие музыкальные вечера в дворике на Конторской, приглашающие потомков художницы на встречи с харьковчанами или, говоря по-русски, харьковцами.

Нынешние харьковские доброхоты, собравшиеся в «Неформальное общество друзей З. Серебряковой» (инициатор — культуролог Михаил Красиков), не только всячески популяризируют творчество землячки, но и составляют коллективные обращения к городской топонимической комиссии с обоснованной просьбой-предложением о присвоении улице Краснооктябрьской имени Зинаиды Серебряковой. Несколько десятков подписей были собраны также под письмом, ходатайствующим об установлении на старом доме (принадлежавшем в ту пору художнику Костенко, впоследствии уехавшему в Петербург) серебряковской мемориальной доски.

Читайте также:  Невероятные скульптуры из растений. Монреаль, Канада.

Но мемориальная доска — дело долгоиграющее, «программа-максимум», а для начала на углу дома со стороны улицы энтузиасты открыли доску, даже две, выполненные в современных материалах. Это баннеры, один (дизайнерская работа Инны Акмен) — с фрагментом знаменитого автопортрета «За туалетом», принесшего известность художнице и купленный с выставки П. Третьяковым. Второй — большая репродукция картины «На террасе в Харькове» (1919), созданной в этом доме.

Харьковский дом оказался увековеченным. В первую очередь повезло старенькой веранде, сохранившейся и теперь почти такой, какой и была сто лет назад. Живы и три комнатушки, и деревянная лестница, ведущая к ним. На знаменитой террасе написано несколько картин Серебряковой.

Терраса запечатлена также в работе того же года «Карточный домик». Есть все основания для создания в этом доме мемориального музея, картинной галереи и художественной студии имени З. Серебряковой, и было даже получено согласие властей рассмотреть этот вопрос. Однако в ближайшее время средства на новый музей город выделить не сможет, а меценаты пока руку помощи не протягивают.

В Харькове такой мемориальный постер появился впервые. Хоть постеры и не столь долговечны, как доски из гранита или металла, но они подвижней, активней, современней, в них можно отразить больше информации. Если так вообще можно сказать о мемориальных досках, эти — живей.

Что касается красно-кирпичного старого дома, то сегодня его угол, граничащий со двором, безвкусно и неуважительно обложен современным кирпичом, навешена пластиковая дверь: тут открыта некая таинственная конторка. Мы ленивы и нелюбопытны, если не сказать манкуртизированы: ни в конторке, ни в смежном доме ничего ни о какой Серебряковой до проведения памятных вечеров слыхом не слыхивали. Но теперь жители этой старой-престарой улочки Харькова именно что «выползают» послушать продолжительные сентябрьские серебряковские вечера, посмотреть на большом экране сотни репродукций картин художницы и фотографии семьи Серебряковой–Лансере–Бенуа.

На вечере «На террасе в Харькове 100 лет спустя», который состоялся 19 сентября 2011 г., в день смерти художницы, здесь, во дворике, осененном мягким сентябрьским серебряковским светом, можно было услышать певческий ансамбль Трёхсвятительского храма (руководитель Марина Михайлова), исполнивший гимн Божией Матери «Достойно есть» картолино-кахетинского распева. А внук известного императорского фотографа Алексея Иваницкого, заснявшего последствия известного крушения Царского поезда под Харьковом, у посёлка Борки, где теперь возобновлен Спасов Скит и поставлен памятник императору Александру III, Алексей Александрович Иваницкий рассказал о знакомстве его известного деда с художницей (как известно, Серебрякова бывала на хуторе Заячьем в Змиевском уезде Харьковской губернии, где располагалась дача Иваницких).

Звучали и русские песни (в частности, про «бел-горюч камЕнь»), по всей вероятности, певшиеся в Нескучном, в ХІХ — начале ХХ веков входившем в Белгородский уезд Курской губернии, а ныне числящемся в Харьковском районе Харьковской области.

Студенты театрального факультета (кафедра мастерства актера) Харьковской государственной академии культуры подарили слушателям литературную композицию по письмам Зинаиды Серебряковой и ее матери Екатерины Лансере, написанным в доме на Конторской, 25, а также по воспоминаниям Галины Тесленко, работавшей вместе с художницей в Археологическом музее Харьковского университета и часто бывавшей в её квартире. Звучат тут и композиции по произведениям Чехова, Ахматовой, Гумилева, Блока, Цветаевой.

Читайте также:  50 оттенков фиолетового: с подиума в интерьер - Дом уюта - Новости

Новый виток интереса к Серебряковой среди харьковчан обозначился в 2011 г. Прошли выставка и вечер в выставочном зале Художественного музея, посвящённый художнице, на котором выступили Илья Лучковский (известный коллекционер и искусствовед, в чьём собрании хранятся работы Серебряковой, человек, с помощью Татьяны Борисовны Серебряковой, дочери художницы, нашедший тот самый дом на бывшей Конторской), Валерий Берлин (краевед, разыскавший в Нескучном некоторых крестьянок, увековеченных художницей) и фотограф Владимир Оглоблин, который, к слову, к 120-летию со дня рождения художницы представил 120 своих нескучанских снимков, сопроводив их стихами, а также баннерами с репродукциями работ З. Серебряковой, фотографиями Нескучного начала XX в., цитатами из писем обитателей усадьбы.

На вечере в центре внимания был женский портрет работы З. Серебряковой, а также картина «Дворик по ул. Конторской, 25», много говорилось о харьковском следе в жизни и творчестве Серебряковой.

Создавший и возглавивший «Неформальное общество друзей Серебряковой» М. Красиков в своём сообщении к выставочному проекту «“Мы жили искусством”. К юбилеям З.Е. Серебряковой и Н.Е. Лансере»; ГМЗ «Петергоф», Музей семьи Бенуа в Петергофе) заметил: «Страшные социальные катаклизмы — Гражданская война и Вторая мировая — кажется, постарались, чтоб от пребывания в Нескучном Лансере–Бенуа–Серебряковых не осталось и следа. Большой усадебный дом в Нескучном, где родилась Зинаида Серебрякова, как и более скромный домик на хуторе Серебряковых, где был создан шедевр “За туалетом” (1909), были разграблены и сожжены заезжими бандитами и местными “активистами” ещё в 1919–1920-х. Нескучанскую Петропавловскую церковь взорвали и до половины разобрали фашисты, чтоб вымостить дорогу для танков. Остальную часть здания местные жители растащили уже после освобождения села. Захоронения возле храма были уничтожены тогда же. Склеп, в котором покоился Евгений Александрович Лансере, отец Зинаиды Серебряковой, прекрасный скульптор, был сломан, а гроб просто выброшен. Говорят, пацаны тогда в футбол играли чьим-то черепом… Единственное, что осталось из усадебных сооружений, — колодец, в нижней части которого просматривается сруб столетней давности; вода из источника, что течёт рядом, необычайно вкусна и известна и за пределами Нескучного. Наверное, не случайность то, что она богата ионами серебра.

Сохранились очертания бывшей купальни семьи Лансере на реке Муромке. Недалеко от того места, где находился хутор, нами обнаружена липовая аллея, с двух сторон окаймлявшая серебряковский сад. Весьма живописен мостик (бревно и ветхие перильца) через речку, соединявший усадьбу Лансере и хутор Серебряковых. По подобному мостику Зина бегала к Боре, своему двоюродному братцу, еще девчушкой. Вот, пожалуй, и все следы человеческой деятельности здесь 100 лет назад».

Однако природа этих мест, запечатленная Серебряковой во многих полотнах, практически не изменилась. Гуляя с альбомом репродукций картин художницы и всматриваясь в окрестности, можно с точностью до метра определить место, где век тому назад стоял её этюдник…

Поэтому ещё в 1990-е началась борьба за то, чтобы территории вокруг Нескучного были объявлены заповедными. Удалось пока (главным образом усилиями Ирины Слеты, руководителя объединения творческой интеллигенции «Круг») взять под охрану государства лишь саму усадьбу, о чем свидетельствует установленный в 1996 г. памятный знак. К 110-летию со дня смерти Е.А. Лансере, 4 апреля 1996 г. примерно в том месте, где находился склеп, был установлен кенотаф — железный крест и ограда (автор — В.Я. Курило, сотрудник «Харьковреставрации»).

В том же году был проведен конкурс проектов возрождения усадьбы. В Нескучанском клубе и сейчас можно ознакомиться с проектом создания в округе села историко-культурного и природного заповедника (предусматривающего и рекреационную зону), автором которого является архитектор и ландшафтный дизайнер Марина Крячко.

Читайте также:  Блог web-студии Wezom: Турнир для кодеров!

Как сказал о Нескучном В. Оглоблин, «…неожиданно ловлю себя на мысли, что где-то я это уже видел. Живописные пологие холмы, покрытые разнотравьем, искрящаяся на солнце небольшая речушка с кустами боярышника или краснотала по едва уловимым в траве берегам, лошадь, пасущаяся среди свежескошенного сена. Живопись Серебряковой! …Именно здесь бродила с мольбертом юная Зинаида Лансере, и ей почти ничего не приходилось искать или придумывать — всё было на поверхности. Вот разноцветное стадо коров “плывёт” в утреннем розовом тумане, и я снимаю его прямо против солнца; легкая паутина, летающая и тающая в зарослях золотистого камыша…».

19 апреля 1997 г. в клубе Нескучного была создана экспозиция, посвящённая пребыванию Лансере-Бенуа-Серебряковых на Харьковщине, дополненная и обновленная в сентябре 2014 г. Это здание-мазанка, построенное в 1930-е годы для школы, в эпоху «расцвета застоя» обложенное кирпичом, десять лет назад украсила мемориальная доска, посвященная З. Серебряковой.

В школе соседнего села Веселое, где учатся нескучанские дети, а также в библиотеке Веселого тоже были оформлены памятные уголки, посвящённые знаменитым землякам.

В новейшее время в Нескучном дважды проводились пленэры. Первый состоялся в 2012 г. Участниками его были 30 художников и фотографов, главным образом — студенты и выпускники Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Результаты пленэра были показаны в залах Харьковского художественного музея, Пархомовского художественного музея им. А.Ф. Лунева, Музея знаменитых харьковчан им. К.И. Шульженко, харьковского Дома актёра и в ряде других учреждений культуры.

Летом с.г. в три этапа прошёл второй — уже международный — «Нескучный пленэр» (три однодневных выезда групп по 40, 60 и 80 человек и недельное пребывание в Нескучном 15 человек). В пленэре приняли участие художники и фотографы не только Харькова, но и Москвы, Сум, Запорожья, Николаева и других городов.

19 сентября с.г. в клубе с. Нескучного и в школе с. Веселого были открыты выставки «Нескучный пленэр — 2014». С 20 ноября по 11 декабря экспозиция демонстрируется в харьковской галерее «Искусство Слобожанщины».

На один из памятных серебряковских вечеров в Харьковский художественный музей, в 2011 г., в день рождения знаменитой художницы, прибыли московские гости — внучатая племянница З. Серебряковой Екатерина Евгеньевна Лансере и ее сын Павел Сергеевич Павлинов, рассказавший переполненному залу о судьбах и творчестве своих знаменитых родственников и их потомков.

Теперь памятные вечера стали уже традицией: в 2013 г. прошли в Художественном музее вечера памяти Екатерины Николаевны Лансере, матери художницы, и Евгения Александровича Лансере, отца Зинаиды. 165-летию со дня рождения Е.А. Лансере была посвящена и первая международная научная конференция «Серебряковские чтения» в сентябре 2013 г. Её участниками стали потомок рода по линии Бенуа Владимир Фролов (С.-Петербург) и П. Павлинов, известные искусствоведы, в частности, Тамара Рыбакова (Москва) и профессор Александр Шило (Харьков).

В конце 2013 г. Общество выпустило, благодаря Инне Акмен, два изящных мини-альбома «Харьков …

Источник: http://www.stoletie.ru