Грязь и ненависть в галерее

В «Арт-центре» открылась выставка «Время и место. Советский и постсоветский бытовой дизайн в фотографиях современных российских художников».

По словам куратора проекта Марины Колдобской, задачей художников было показать «безымянное творчество масс» — «дизайн» кухни, забора, домашней фотографии… В выставку вошли 22 серии снимков — они демонстрируются на нескольких проекторах. Предметом интереса художников могла стать любая сторона быта. Фотограф Петр Белый снимал мусорные кучи, Алекандр Теребенин — заколоченные окна и вентиляционные шахты, Александр Китаев — городских бабушек, Борис Клеметьев и вовсе показал серию фотографий, которые читательницы питерской газеты «Метро» прислали для конкурса красоты.

 Хотя в названии проекта как будто делается ударение на слове «советский», фотографий советского периода очень мало. Большая часть серий фиксирует «советское наследство», снятое в нулевые. Разбитые памятники, обезображенные рекламой стены, люди, одетые с претензией на то, чтобы быть похожими на персонажей глянцевых журналов. Именно поэтому выставка поначалу погружает в недоумение — нам предъявляют ровно то, что мы и так видим каждый день.

 Некоторые серии, например, вентиляционные шахты Саши Теребенина, настраивают на мистический лад — эти разваливающиеся «грибочки» гипнотизируют, напоминая то ли дольмены, то ли фетиши какого-то мухоморного культа… Большая же часть материала — демонстрация дикости, пошлости, невежества и наплевательского отношения жителей нашей страны к окружащему миру. Огромные уродливые заборы, которыми жители дачного поселка отгораживаются друг от друга, загаженные пляжи, где среди куч мусора лежащие друг на друге люди продолжают жрать и мусорить… Особенно впечатляют серии, герои которых специально стараются быть красивыми — это уже упомянутая подборка фотографий для конкурса красоты и серия Елены Суховеевой и Виктора Хмеля «Леди Босс», запечатлевшая местных начальниц в выбранных ими самими интерьерах и позах. Тут считывается не только полное отсутствие вкуса у бизнес-леди, но и потрясающая смесь самодовольства и неуверенности, желания выглядеть «сексуально» и желания заставить все живое в радиусе нескольких километров ощутить свое ничтожество.

Читайте также:  Hi-tech дизайн кухни от Darren Morgan

 Невероятная концентрация убожества, которое обычной в жизни глаз привык не замечать, рождает какое-то антикосмическое чувство. Оно усиливается пониманием того, в какое время и в каком месте мы смотрим на это «Время и место». За стенами «Арт-центра» — заброшенная промзона 4 ГПЗ, обшарпанные двухэтажные «сталинки», грязные разбитые дороги. На выставке демонстрируется ровно то же самое, но при этом вход охраняют два дюжих молодца, создавая иллюзию некоей «VIP-зоны». Смешно?

 Выйдя наружу, вы пойдете по неосвещенным переулкам к метро и вскоре увидите в темноте силуэты «дольменов» вентиляционных шахт. Над тонущими в грязи двухэтажками нависает огромная башня супермаркета с идиотским названием. Венчает ее развернутый в сторону бараков экран. Глядя на него, автору этих строк захотелось протереть глаза — обитателям рабочего микрорайона показывали современную видеоинсталляцию: белый шум, странные фигуры… Но нет, вот показалось пол-лица, потом девочки на диванчиках, логотип какого-то телеканала. Владельцы башни могли привлечь внимание жителей окрестных трущоб тысячью способов — можно было заасфальтировать ведущие к магазину партизанские тропы, можно было песочницы во дворах построить, что ли… Но они повесили над их головами символ единственной радости, которая у них есть, — телевизор. Красивая дикость? Дикая красивость? Думая над этим, понимаешь, что выставка, видимо, прошла не зря. У нас если не смотреть на мир глазами художника, то лучше вовсе не смотреть.

Источник: www.vkonline.ru