Гравюры с изображением человека

Под скамьей Луки — испорченные буквы славянского очертания, всего лучше, несмотря на многие споры, читаемые. Те же инициалы W. и S. , на этот раз раздельно и без знака ножа, помещены и «а самой последней странице книги, в большом «сигнете», т. е. издательской или типографской марке-знаке, сочетающем герб города Львова и тот (вымышленный или заимствованный), который будет отныне ассоциироваться с именем самого Ивана Федоровича Москвитина. Новые заставки львовского Апостола, среди которых очень много плетенок, сделаны, неоспоримо, тем же мастером, который выполнял заставки и к московскому Апостолу и к заблудовской Псалтыри. А. С. Зернова указывает, что Апостол, изданный во Львове в 1574 г. , является копией с московского издания 1564 г. — по расположению текста, по счету листов, формату, ряду украшений. 105 Если бы и не было «колофона» — послесловия, с его красноречивой взволнованностью, то и тогда, анализируя издательскую сторону обеих книг, мы могли бы их смело приписать одному мастеру. Но издатель обоих Апостолов своего имени не скрывает. «Друкарь Москвитин» — Иван Федоров — вполне осязаемая для нас фигура, и представляется праздным судить о том, почему именно привлек он к выполнению в печати образа Луки нерусского мастера гравюры, подписавшегося инициалами W. S. Вполне возможно, что «гравюры с изображением человека затрудняли Ивана Федорова»; 106 можно просто допустить, что ему, занятому единолично печатанием, просто не было времени рисовать и резать нового «Луку». Куда исчез старый? Во Львове и в Остроге Иван Федоров пользуется только рамкой Апостола. Он привез с собой из Москвы доски своих заставок. Из Заблудова, помимо украшении, он привез второй — малый — герб Ходкевича и «Давида», повторенного, как было нами установлено, в львовских изданиях Псалтыри 1637 и 1665 гг.

Читайте также:  «А хараджуку в Баку максимум 10 человек»

Источник: desiredhomesny.com