Директор музея дизайна: все начиналось с овощного ларька — Новости Общества. Новости@Mail.ru

В Москве, наконец-то, будет собственный музей дизайна: он открывается в ноябре 2012 года в Большом Манеже выставкой «Советский дизайн: 60-80-е». Как реализовать идею, с которой долго и безуспешно носились многие, придумала Александра Санькова вместе с друзьями и единомышленниками. В интервью РИА Новости директор музея рассказала, каким образом из разговоров с бездомным старичком выросла большая международная затея с базой в Большом Манеже. Вопросы задавала Ольга Гринкруг.

— С чего все началось?

— Я всегда мечтала, чтобы в России был свой музей дизайна. На эту тему было много идей, встреч и конференций, но все ограничивалось разговорами. А мы с моей коллегой Надей Бакурадзе, пока работали вместе в отделе культуры Посольства Нидерландов, решили, что ждать, пока какая-то крупная компания возьмется за дело, не стоит — лучше попробовать открыть музей самим.

В то время недалеко от посольства, в Трубниковском переулке, стоял дом дедушки Акопа — грека с армянскими корнями, партизана, участника Великой Отечественной войны. Дом когда-то был вполне законно построен самим Акопом, но его снесли, облагораживая территорию, а хозяина выгнали на улицу. Акоп в свои 83 года перебрался в овощной ларек, а воду и электричество брал у посольства. Потом снесли и ларек, но дядя Акоп не сдался — он поселился в «Жигулях», устраивал пикеты, созывал прессу. Каждое утро по дороге на работу мы встречались с ним и он говорил: «Они думают, я умру, не переживу эту зиму. Но нет — они все умрут, а я жить буду». Человек с безупречной силой воли.

И вот тогда, убедившись, что человек сильнее любых обстоятельств, мы решили сделать музей в необычном пространстве: купить ларек, а дедушку Акопа пригласить директором. Но он отказался: «Девчонки, с вами хоть куда, но если я буду директором музея дизайна, то никогда не получу квартиру». В итоге он добился своего, получил квартиру на Профсоюзной, переехал, но продолжает бывать у нас в гостях.

— И тогда идею ларька вы забросили?

— Нет, с идеей ларька мы еще долго носились. Пришли к архитектору Андрею Савину из «А-Б Студии», но он сразу сказал: очень мало места, покупайте лучше коневозку. Это был следующий этап «строительства» музея: такая простая и в то же время стильная архитектурная форма. Если пологий вход для лошадей застелить ковром, получится красная дорожка для открытий — по крайней мере, это смешно. Но, в конце концов, один из наших партнеров (нас всего четверо) увидел американский фильм, где была библиотека  в автобусе, и мы поняли — это то, что нам надо!

Читайте также:  Дмитрий Сергеев

— Четверо партнеров — это кто?

— Мультимедиа-дизайнер Степан Лукьянов.Он разрабатывает фирменные стили больших телеканалов. Валерий Патконен — архитектор. Надежда Бакурадзе — журналист и уже 10 лет арт-директор Международного Канского видеофестиваля. И я, Александра Санькова — училась в Строгановке дизайну, но всю жизнь занималась менеджментом в сфере культуры и курировала выставки.

— Прошу прощения, перебила. Итак, библиотека в автобусе…

— Мы решили, что музей надо делать в автобусе. Кстати, все наши знакомые архитекторы и дизайнеры обрадовались, сказали, что в автобусе будет достаточно места для организации мультимедийного зала. Мы решили, что как в двадцатые годы были образовательные поезда «Ликбез», так и мы будем кататься по России с нашим мобильным музеем и вещать о дизайне.

Дальше было дело техники: мы обзвонили все автобусные компании в России. Елена Кащеева из компании «Евробус» заинтересовалась проектом и познакомила нас с Николаем Николаевичем Сиделевым, директором «Автоколонны 1417» в городе Коломна. Николай Николаевич очень крепкий хозяйственник, даже был в списке Forbes среди 100 самых успешных руководителей госкомпаний в России. К тому же он очень прогрессивный человек, устраивает ежегодный фестиваль. У него все идет в работу, даже сгоревшие остовы автобусов: из них делают слонов и катают детей или превращают их в корабли и надувают паруса. Он понял сразу, что идея перспективная, что дизайн — именно то, что сейчас необходимо в России продвигать. Помог нам — дал автобус. Теперь фестиваль «Мир автобусов» — наш технический партнер.

— Кто делал фирменный стиль музея?

— Еще одни наши классные партнеры — голландцы из студии LAVA Amsterdam, которые делают фирменный стиль Года Россия-Нидерланды 2013. Конечно, российские дизайнеры немножко удивились, почему мы не выбрали отечественную студию. А вышло это тоже не специально, так сложилось: они были первыми, кто идею музея в автобусе не просто оценил, но сразу же предложил помощь. Голландцы очень гордятся этим проектом и везде его демонстрируют, когда по всему миру выступают с лекциями. У них, кстати, после участия в нашем проекте очень хорошо пошли дела в России, состоялся недельный воркшоп в Сколково, теперь сделали фирменный стиль галереи на «Красном Октябре». Проект интерьера автобуса разработан русскими дизайнерами.

Читайте также:  Усть-Катавская неделя

— Как будет устроена жизнь музея на колесах?

— Мы собираемся эксплуатировать автобус даже когда у нас появится свое здание, потому что это наша мобильность. Москва — огромный город, здесь происходит по 200 мероприятий в день, плюс расстояния, пробки, очень трудно заманить к себе людей. А у нас новая концепция: больше не надо ходить в музей, музей сам приедет к тебе. Мы станем появляться на разных площадках, вставать в «Музеоне», в парке Горького, на территории «Винзавода» и ArtPlay. Так мы хотим привлекать людей на большие выставки, используя автобус в том числе и как промо-модуль, параллельно показывая камерные выставки и развивая образовательную программу для широкой аудитории.

Но у нас уже есть впечатляющие новости. Этим летом Сергей Капков, глава департамента культуры Москвы, пригласил на должность арт-директора выставочного комплекса «Столица» — а это ЦВЗ «Манеж», Новый Манеж и помещения под «Рабочим и колхозницей» — куратора Марину Лошак. Марина разработала новую концепцию использования всех выставочных залов, и вот тогда «Московскому музею дизайна» было выделено 500 метров в Большом Манеже для постоянных экспозиций. Совсем скоро мы начнем свою деятельность там, будем организовывать ежегодно шесть больших выставок российского и международного дизайна.

— Что вы собираетесь показывать в музее? И откуда все возьмется?

— Музей видит свою задачу в том, чтобы знакомить посетителя с дизайном  не только как  с отдельными предметами, будь то графика, промышленные товары или интерьеры, но  и как с комплексной областью деятельности, не сводящейся к форме и инженерии или к коммерческому обслуживанию производителей,. Несмотря на скудость отечественного — добравшегося до массового производства — дизайна, в нашей стране с 1960-х были серьезнейшие разработки именно в методологии дизайна.

У нас есть своя небольшая коллекция русских, советских, иранских, британских дизайнеров. Пока все лежит в студиях и мастерских. Секция плаката Московского союза художников обладает большой коллекцией советского плаката, которую они бы хотели экспонировать вместе с нами, а в будущем передать в музей.

После нашей презентации в феврале стали звонить люди, желающие отдать музею свои архивы. Теперь у нас есть достойные условия хранения и мы можем принимать в коллекцию предметы и бумаги. Отдавать все это до сих пор было некуда, так как у нас никто не собирает коллекций, где дизайн рассматривался бы как самостоятельная область, а не как историческое свидетельство или пример поделок архитекторов и художников. Устраивавшиеся у нас выставки обычно посвящались не дизайну как таковому, а продуктам деятельности дизайнера, как правило, самым наглядным — плакатам.

Читайте также:  Kia Picanto: некогда скучать

— Кто, по вашему плану, займется придумыванием выставок?

— У нас, наверное, единственный в России музей, где все кураторы будут привлеченные. Ведь самое интересное, когда люди приходят со своими проектами, горят идеями. Именно этого, может быть, не хватает некоторым российским институциям, потому что кураторы у них в штате бессменные и все каждый раз идет по накатанной дорожке.

С нами будет работать, в частности, Катя Крупенникова, которая готовит выставку Дитера Рамса, известного дизайнера, придумавшего «10 принципов функционализма». Алена Сокольникова — преподаватель истории дизайна, автор нескольких книг — будет руководить блоком образовательных программ. В нашей команде Николай Васильев — искусствовед и специалист по архитектуре авангарда, молодые искусствоведы Наталья Гольдштейн и Наталья Хубиева. Марина Лошак собирается курировать проекты, связанные с русским авангардом. Потом мы хотим работать с кураторами, получившими образование в Европе, и сотрудничать с Музеями дизайна из других стран.

— За счет чего музей будет жить?

— У нас уже есть хорошие партнеры, но в дальнейшем мы серьезно займемся фандрайзингом, чтобы наладить стабильную работу музея. Выставочный план на 2012-2014 год состоит из крупных российских и международных проектов, все выставки предназначены для широкой аудитории. Параллельно будет организована образовательная программа для детей. Часть проектов проводится в рамках двусторонних годов Россия-Германия и Россия-Нидерланды: у этих выставок есть поддержка посольств и культурных центров. Но мы открыты к самому разному сотрудничеству.

Источник: http://news.mail.ru