Дирборнская новостройка

Идея однообъемника с•большим внутренним пространством лопнула, но, как•прогрессивная и•перспективная по сути, со•временем прижилась, получила развитие и•в•конце концов дождалась своего часа, превратившись в•хорошо знакомый минивэн.

Эти стиль и дизайн сегодня наверняка не покажутся эталонными, но, так или иначе, именно они знаменуют тот этап мировой автомобилизации, который сравним со вторым рождением автомобиля. Внешность и компоновка моделей к концу первой четверти ХХ века успели превратиться в устойчивый дизайнерский канон: двухобъемная архитектура кузова, масса выступающих деталей, пара запасок на подножках и длиннющий капот, увенчанный вертикалью радиатора.

Отступление от этого стереотипа каралось по всей строгости законов рынка: выскочке объявлялся потребительский бойкот, и через некоторое время о марке вспоминали лишь экзальтированные поклонники. То были трудные времена: экономическая депрессия пожирала мировую экономику темпами скоротечной чaхотки. Противоядие стагнации деловой активности виделось даже в освоении новых мест обитания и придании максимальной динамики устоявшемуся ритму жизни. Воздухоплавание подходило для воплощения новых идей несравненно лучше автомобиля. Авиационные конструкторы стали занимать позиции лидирующей элиты, а текучие и динамичные линии безоговорочно определяли форму вещей, далеко отстоящих по своей функции от самого понятия движения и высокой скорости. В дизайне мира вещей утверждалась эпоха «Стримлайн». В это же время искусство подпитывалось стилистикой ар-деко, активно использовавшего в своих изобразительных средствах язык мистики ранних цивилизаций майя и Египта.

Американец Уильям Бушнелл Стаут от мистики был далек, ибо работал инженером в авиационном отделении компании Генри Форда, где получил известность благодаря чудовищной неуживчивости с коллегами, а главное – проекту цельно-дюралевого трехмоторного транспортного самолета. Подобно большинству талантливых людей, Стаут был странноват и нелюдим, однако сблизился с авиаинженером, стилистом отделения Lincoln и успешным проектировщиком яхт Джоном Тьярдой, нарисовавшим в скором будущем свой самый знаменитый автомобиль Lincoln Continental. Пока же, увлекшись фантазиями Стаута в области глобальной мобильности человечества, Тьярда нарисовал ему ни на что не похожий автомобиль Scarab. Вскоре Стаут покинул Ford и основал в Дирборне собственное предприятие Stout Motor Car Corp, где намеривался производить автомобили будущего. Конструктивно кузов его концепта напоминал самолетный фюзеляж, и поэтому автомобиль стремился максимально эффективно использовать внутреннее пространство. Для этого Стаут расположил двигатель (Ford V8) за осью задних колес и применил задний привод и независимую подвеску всех колес – все это позволило избежать размещения громоздкой трансмиссии внутри салона и применить плоский и ровный пол, что давало полную свободу для максимально рационального использования планировки салона внутри одного общего для всех элементов автомобиля объема.

Читайте также:  Интернет магазин Ресанта

В итоге внутри автомобиля образовалось просторное помещение – комната с 8 креслами и откидным столиком. В отделке использовалась изнанка алюминиевого листа кузовной обшивки, а там, где требовалось прикрыть следы ее ручной выколотки (например, в углах сферической крыши), применялись декоративные панели из плетеного ивового прута. Стаут рассчитывал, что идея мобильного офиса привлечет к проекту деловых людей, вроде Генри Форда, но депрессия заморозила бизнес во всем мире, и изобретателю пришлось ограничиться девятью экземплярами, построенными вручную между 1932–1939 годами, которые предлагались по ошеломительной для тех лет цене в 5000 долларов.

Идея однообъемника с большим внутренним пространством лопнула, но, как прогрессивная и перспективная по сути, со временем прижилась, получила развитие и в конце концов дождалась своего часа, превратившись в хорошо знакомый минивэн. Любопытно, что разглядев в идее Scarab потенциальную угрозу для доминирующих в те годы форм и типов автомобилей, Вальтер Крайслер пытался выкупить у Стаута патент на его изобретение. Но лишь спустя 40 лет менеджер той же фирмы Chrysler – Ли Якокка – сумел довести идею Стаута до блистательно успешного проекта минивэна Voyаger. Так родился рациональный однообъемный вариант семейного автомобиля с кузовом «универсал» и трансформируемой планировкой внутреннего пространства. И, наверное, в тот миг мир чуточку изменился.

Источник: www.automobili.ru