Армянский ковер: возврат к истокам

Армянское ковроткачество прошло долгий путь развития от простых изделий, сплетенных на специальных рамах различной формы, до ворсовых узелковых ковров, признанных во всем мире изысканными произведениями искусства. Датированные разными веками традиционные армянские ковры сегодня украшают коллекции самых престижных музеев – таких, как Метрополитен-музей Нью-Йорка, Музей текстиля и музеи Виктории и Альберта Лондона, будапештский Музей прикладного искусства, питерский Эрмитаж и другие, а также частные собрания зарубежных коллекционеров. В Армении эксклюзивные изделия ковроткачества можно найти в Государственном историческом музее, этнографическом музее «Сардарапат», в Центре народного творчества им.Ов.Шарамбеяна.

«К СОЖАЛЕНИЮ, СЕГОДНЯ АРМЯНСКИЙ КОВЕР ОБРЕЛ СТАТУС КОЛЛЕКЦИОННОГО ЭКСПОНАТА , произведения искусства, практически потеряв свое прикладное значение как необходимого в быту предмета и детали интерьера. Бренд «армянский ковер» сохранился, а вот самих ковров – носителей лучших армянских традиций – практически нет», – сетует художник-гобеленист, преподаватель Ереванской государственной художественной академии Асмик Казарян. Чтобы возродить внимание к исконно армянскому ковру, вернуть нам его визуальную значимость и попытаться развить ковроткачество в современную эпоху, Асмик Казарян задумала интересный проект, вылившийся в выставку под названием «Возврат к истокам». Прошедшая в Центре народного творчества им.Ов.Шарамбеяна выставка представила ковры, карпеты и эскизы к ним, сделанные как профессиональными мастерами, так и студентами ЕГХА, постигающими азы национального ковроткачества.

Идея выставки родилась из желания А.Казарян показать своим воспитанникам образцы традиционных ковров, а также помочь им реализовать на практике полученные знания. «После определенного учебного цикла наши студенты приступили к разработке серьезных эскизов к коврам, которые затем попытались выполнить в материале, – рассказывает художница. – Я обнаружила, что у нас нет серьезных архивов, где хранилась бы историческая информация о ковроткачестве, где были бы собраны технические рисунки, эскизы исконно армянских ковров. Мне также не удалось найти специалиста с целостными знаниями по этой области нашей культуры. А ведь современному студенту необходима производственная база, где он мог бы воплотить теоретические знания в практической работе, опираясь на достижения прошлого».

Читайте также:  Афиша на week-end - 13-14 ноября

Основную часть экспонатов выставки «Возврат к истокам» составили студенческие эскизы и проекты ковров. Асмик Казарян удалось найти технические рисунки ковров, чудом уцелевшие в личном архиве одного из специалистов известной в советское время фабрики «Ай горг» («Армянский ковер»). Образцы этих рисунков удачно дополнили экспозицию, ведь это работы таких мастеров минувшей эпохи, как Макар Мнацаканян, Милетта Варданян, Микаэл Петросян. Один из эскизов принадлежал именитому художнику Роберту Маргаряну. На суд посетителей было вынесено и шесть готовых ковров, вытканных выпускниками Дилижанского филиала ЕГХА. Столь скромное количество готовых изделий объясняется отсутствием в вузе необходимых производственно-практических мощностей.

А ВОТ НАЛИЧИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ РЯДОМ С ЭСКИЗАМИ ПРОФЕССИОНАЛОВ НЕ СЛУЧАЙНО . По мнению А.Казарян, посетители получили возможность сравнить прошлое и настоящее в дизайнерских разработках ковров, осознать, что лишь досконально изучив опыт предков, можно внедрять в национальное ковроткачество модернистские замыслы. «Я не против внедрения современности в традиционное ковроткачество, но здесь, как и во всем, что имеет отношение к национальному, надо вернуться к истокам, изучить основы ковроткачества – от техники до дизайна и подбора цветовой гаммы – и лишь на этой основе заняться новаторством. Переводить рисунок художника в технику ковра – заведомо ошибочный путь, ведущий не только к потере классических основ в традиционном искусстве ковроткачества, но и самого искусства изготовления ковров», – считает Асмик Казарян.

К сожалению, в нашей стране сегодня производство классических армянских ковров практически отсутствует. Редкие частные предприятия, занятые в этой сфере, выпускают не совсем «армянскую» продукцию и не являются правопреемниками той же самой фабрики «Ай горг». Значительный процент ковровых изделий импортируется из близлежащих стран. Выходит, что при наличии традиций и достижений мы оплачиваем труд зарубежных ткачей. Более того, выпускники ЕГХА, не имея практического места для применения информативных знаний и профессиональных навыков, со временем теряют их. Страна лишается хотя и пусть молодых, но специалистов традиционного ковроткачества. Развитие производства сыграло бы важную роль в сохранении не только бренда «армянский ковер», но и самих изделий в истинно национальном виде. Благо современные компьютерные технологии позволяют разрабатывать технический рисунок будущего ковра с особой быстротой, облегчая процесс работы.

Читайте также:  Китайcкий бизнес готовится к разорению из-за мирового кризиса

ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО КОВРОТКАЧЕСТВА , сегодня помимо налаживания производства необходимо решить ряд серьезных вопросов дизайна ковров и поддержки молодых специалистов. Если раньше считалось, что техника должна поддерживать традиционный рисунок ковра, то сейчас можно уверенно заявить обратное – рисунок должен поддержать классическую технику. Лишь в этом случае армянский ковер не утеряет характерных орнаментальных и цветовых решений, а обогатится новыми образцами, творчески переосмысленными старинными символами и узорами.

Армении также необходим музей текстильного искусства. Этого мнения придерживается Асмик Казарян, считая, что в подобном музее кроме ковров и карпетов могут быть представлены также гобелены, роспись по ткани и т.п. Музей будет выполнять не только экспозиционную функцию: в его архивах могут быть собраны разработки специалистов прошлого, технические рисунки и эскизы опытных мастеров и другие музейные материалы, которые еще можно спасти от забвения. Впрочем, как и сам армянский классический ковер.

Источник: www.yerkramas.org