Он принадлежит к числу не только самых известных, но и самых работоспособных дизайнеров мира. Сфера его интересов практически всеобъемлюща. Филипп Старк проектировал отели и здания трансконтинентальных корпораций, но также с удовольствием занимался дизайном самых мелких повседневных предметов, среди которых электробигуди, ножницы, держатели для книг, чашки и дверные ручки. В октябре этого года Старк приехал в Москву на презентацию шоу-рума, созданного его компанией yoo inspired by starck для строительной корпорации Barkli.
1. Такое впечатление, что дизайн сегодня — самое главное и самое актуальное из искусств. Вас это радует?
Мне приятно знать, что мир интересуется дизайном. Несколько лет назад люди страшно удивлялись, когда какая-то обыденная вещь — стол, карандаш или зубная щетка — была нестандартно оформлена. А сейчас их удивляют плохо продуманные, скучные предметы. Но если говорить об охватившем весь мир увлечении дизайном, о миллионах людей, которые непременно хотят соответствовать самым последним тенденциям дизайна, — это не очень-то хорошо. Нет ничего более смешного, чем стремление соответствовать трендам. Есть персонажи, которых называют «жертвами моды», — им можно только посочувствовать. Но еще большее сострадание вызывают «жертвы дизайна» — те, кто тратит огромные деньги и силы, чтобы регулярно менять вокруг себя буквально всю обстановку: обои, мебель, посуду. Это какой-то кошмар!
2. Столетие назад творчески одаренные молодые люди шли в художники, теперь они мечтают стать дизайнерами. Что бы вы могли посоветовать начинающим коллегам?
Я посоветовал бы им никогда не забывать, что смысл дизайна — помогать людям делать их жизнь лучше. Лично мне ничего не говорит слово «красота». Меня никогда не интересовали «прекрасные» или «красивые» вещи, тем более «модные». В современном мире столько политических и социальных проблем, что красота не должна становиться самоцелью.
Элегантность и честность — вот два параметра, по которым я оцениваю любое творение рук человеческих. Мне из молодых художников больше нравятся те, кто оценивает свою работу с философской, научной, даже математической точки зрения, нежели те, кто стремится быть модным. Математическая точность и ироничность — вот что я уважаю. Дизайн без ноты юмора бесчеловечен.
Здесь я представляю четыре типа интерьеров. Прежде всего это стиль Minimal, с использованием стекла, металла и камня нейтральных цветов. Второе направление — стиль Classic, где особое внимание уделяется тактильному восприятию вещей, соединению разных фактур. Третье направление — Nature. В рамках этого направления мы стремимся привнести в декор городских квартир оттенки серой гальки, песка, зеленой травы. Последний стиль Culture — речь идет о соединении наследия разных эпох и смешении, допустим, архаики и промышленного дизайна.
Концепция этнического дизайна в чистом виде уже несколько устарела. Необходимо сочетать прошлое и будущее. Купить в Африке маску и повесить ее на стену — это слишком простой и неинтересный прием. Мы должны говорить о том, что происходит сегодня с Африкой и будет происходить с ней в дальнейшем. Мы должны смешивать африканское ноу-хау — то, что называется этникой, — с современными технологиями.
Той, которая когда-нибудь наступит. В прошлом я не живу. Меня волнует то, что может оказаться полезным как минимум лет через пятьдесят. Я мыслю в масштабах нашего цивилизационного развития, которое не может быть скорым.
Источник: